Треть российских резервов – в зоне европейского риска
Анастасия Башкатова
В международных резервах РФ почти треть приходится на евро, это самая внушительная доля в российских накоплениях. Судя по всему, она теперь находится в зоне риска. По крайней мере регулятор предостерегает кредитные организации от операций в евро, а глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина рассказывает в немецкой прессе о проблемах взаимодействия с этой валютой. Ранее иностранные эксперты уже оценивали потери России от дедолларизации: речь шла о миллиардах долларов в год.
ЦБ предостерегает российские банки от операций в евро, так как они больше не приносят прибыли. Об этой проблеме рассказала в интервью немецкой газете Handelsblatt глава Центробанка Эльвира Набуиллина.
По ее уточнению, банки должны где-то размещать полученные от вкладчиков средства в европейской валюте, но сейчас есть только инструменты с отрицательными ставками.
В России нельзя устанавливать отрицательные ставки по депозитам, в итоге банки для компенсации убытков увеличили комиссии настолько, что счета в евро почти не открываются, сообщила глава ЦБ. «Как Центральный банк мы следим, чтобы у российских банков не было избыточного валютного риска на балансе, будь то в евро или долларах», – цитирует Набиуллину РИА Новости.
Существенная часть международных резервов России приходится именно на евро. По последним данным ЦБ (на конец марта 2019-го), в структуре резервов доля евро достигла примерно 30% от рыночной стоимости активов. Доля доллара составила почти 24%, на золото приходилось примерно 18% активов, около 14% составляла доля юаня, чуть менее 7% – доля фунтов стерлингов. Наконец, оставшиеся 7% – это активы в прочих валютах: японских иенах, канадских и австралийских долларах.
Наиболее яркие тенденции: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля евро увеличилась на 36%, юаня – почти в три раза, а доля доллара почти в два раза сократилась. Доля золота увеличилась лишь на 6%.
Ранее, летом этого года, в другом своем интервью – деловой газете Японии Nikkei – Набиуллина уже рассказывала, что регулятор сейчас работает «над диверсификацией валютных резервов с тем, чтобы их можно было использовать в различных экономических и геополитических условиях».
Правда, как следует из экспертных оценок, за такую геополитическую диверсификацию российской экономике пришлось заплатить внушительную сумму. Первый год «эксперимента» по снижению доли доллара в активах стоил России около 7,7 млрд долл. упущенной прибыли, подсчитали аналитики агентства Bloomberg.
Они объяснили это увеличением доли евро и юаня, которые, по их оценкам, оказались более слабыми валютами за анализируемый период. По расчетам иностранных экспертов, если бы ЦБ не изменил структуру резервов, то за счет укрепления американской валюты объем резервов РФ сейчас был бы почти на 4% больше. По состоянию на 15 ноября международные резервы РФ составили около 540 млрд долл.
С одной стороны, как поясняют опрошенные «НГ» эксперты, управление валютными резервами страны и активами банка – это разные задачи, регулятор и коммерческий банк преследуют разные цели.
«При управлении резервами, главная задача – сохранить средства, процентный доход в данном случае приятный бонус, но не самоцель. Банк же при проведении активных операций преследует цель получить прибыль. Поэтому отрицательная доходность по активам в евро противоречит самой сути банковских операций, но не мешает хранить в них золотовалютные резервы», – говорит старший аналитик центра «Альпари» Вадим Иосуб.
С другой стороны, эксперты признают, что, исходя из экономической целесообразности, структура российских резервов должна выглядеть несколько иначе. «Конечно, я не жду никакого отказа ни от евро, ни от любой другой стабильной валюты, хотя по логике лучше было бы размещать резервы в более доходных активах, в тех же долларах или британских фунтах. Но тут уже возникают политические вопросы, которые мешают решать вопросы экономические», – поясняет начальник отдела «БКС Брокер» Нарек Авакян.
«Доля той или иной валюты в резервах определяется исходя из множества параметров, включая как экономическую целесообразность (различные активы имеют соответственно и разную доходность), так и политическую составляющую, – продолжает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – В частности, доля доллара в резервах была снижена из-за антироссийских санкций и рисков блокировки операций в этой валюте для отечественных банков».
Учитывая тот факт, что доллар сейчас – наиболее надежная валюта в мире, которая в последнее время еще и укреплялась, вложения в него, конечно, были бы «чуть более выгодными», признает эксперт. Но, как говорит Коренев, риски потерь из-за антироссийских санкций вынуждают держать в данной валюте лишь незначительную часть наших резервов.
По последним данным ЦБ, доходность фактического портфеля валютных активов в евро за апрель 2018 – март 2019-го была отрицательной – минус 0,25% годовых. По остальным валютам наблюдалась положительная доходность. К слову, в юанях она составила за указанный период свыше 4% годовых, а в долларах – 1,4%, в фунтах стерлингов – чуть менее 1%, в канадском и австралийском долларах – свыше 2% годовых.
Независимая газета. 26.11.2019