Россию ждут на Корейском полуострове
Юрий Паниев
Президент Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ин ожидает визит российского коллеги Владимира Путина в Сеул в ближайшее время. Об этом южнокорейский лидер заявил в ходе недавней встречи с руководителями информагентств – членов Организации новостных агентств стран Азии и Тихого океана. В Кремле подтвердили, что визит Путина в Южную Корею готовится, но даты окончательно не определены. В свою очередь, посол РК в Москве Ли Сок Пэ отметил, что визит Путина «даст большой импульс для укрепления и расширения реального сотрудничества между Южной Кореей и Россией».
Как напомнил Хонг Ван Сок, заведующий отделом России и стран СНГ в Университете Хангук, с тех пор как южнокорейский лидер в мае 2017 года въехал в Голубой дом (резиденция президента РК. – «НГ»), он встречался с Путиным уже пять раз, включая переговоры на полях саммитов G20. И каждый раз главы двух государств обсуждали положение дел на Корейском полуострове, в том числе угрозу военного конфликта, вызванного противостоянием КНДР и США. Тем более что президент Дональд Трамп оказался неспособным отказаться от санкционного давления на Пхеньян и снять вопросы, касающиеся гарантий безопасности Северной Кореи в случае ее согласия на денуклеаризацию полуострова.
Несмотря на традиционно дружественные отношения с Северной Кореей, Россия не признает ядерного статуса этой страны и осуждает развитие ее ракетно‑ядерной программы, которая нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН, подрывает режим нераспространения и создает угрозу безопасности в Северо‑Восточной Азии. Вместе с тем Москва не поддерживает дальнейшего давления на Пхеньян с помощью санкций. «Не стоит поддаваться эмоциям и загонять Северную Корею в угол», – считает Путин.
В Сеуле высоко ценят, что Россия твердо придерживается принципа нераспространения ядерного оружия и решения ядерной проблемы КНДР дипломатическими средствами. Именно на такой основе нынешние власти РК намерены укреплять стратегические контакты с Москвой по урегулированию северокорейской проблемы. «Сотрудничество с Россией является краеугольным камнем на пути к достижению мира на Корейском полуострове», – неоднократно заявлял Мун. Президент РК считает, что «установление мира на Корейском полуострове приведет к активизации межкорейского экономического сотрудничества и расширит трехстороннее взаимодействие с Россией».
С помощью запуска трехсторонних проектов – интеграции корейских железных дорог с Транссибом и транзитных поставок трубопроводного газа и электроэнергии через КНДР в РК – ранее Россия предложила снижать напряженность на Корейском полуострове. Во многом благодаря твердой позиции РФ в Совбезе ООН удалось вывести масштабный железнодорожный проект «Хасан–Раджин» из‑под санкционного удара. Но перспективы трубопроводных поставок российских газа и нефти на юг Кореи через север полуострова зависят от смягчения международных рестрикций в отношении КНДР. Тем не менее в Москве считают возможным уже сегодня проводить не запрещенное Совбезом ООН совместное изучение технико‑экономических параметров реализации данного проекта.
Впрочем, экспертное сообщество в РК относится к подобным планам Москвы по примирению Сеула и Пхеньяна достаточно скептично. «О несостоятельности идеи свидетельствует нежелание Северной Кореи пропускать через свою территорию южнокорейские грузы, – сказал «НГ» вице‑президент неправительственной организации Eurasia 21 Пэк Чу Хан. – В этой связи РК рассчитывает на освоение с помощью России Северного морского пути (СМП)».
По его словам, время доставки грузов между Южной Кореей и Западной Европой по СМП составляет 23 дня вместо 34 по Суэцкому каналу, а стоимость транспортировки на 30–40% дешевле. Правда, технологически и логистически – это непростая задача, к тому же сопряженная с повышенным риском, но она поставлена, и Сеул будет ее обязательно решать, убежден Пэк.
Что касается двустороннего сотрудничества, то РК готовит долгосрочную стратегию экономического взаимодействия с Россией. Об этом «НГ» рассказал Чо Чан Сан, заместитель главы секретариата Комитета по Северному экономическому сотрудничеству при президенте РК (особый орган, созданный Мун Чжэ Ином для развития отношений с РФ, странами бывшего СССР, Монголией, КНДР и Китаем. – «НГ»). В феврале 2019 года был подписан план сотрудничества по девяти направлениям (инициатива «Девяти мостов»), в июне в городе Сонгдо был открыт Корейско‑российский центр инноваций, а в сентябре стороны договорились о создании южнокорейского индустриального парка в Приморье. Кроме того, южнокорейские компании, которые ранее были привлечены к строительству российских СПГ‑танкеров, рассчитывают на продолжение партнерства.
Правда, инвестиционному сотрудничеству пока не удается выйти на уровень, соответствующий потенциалам двух стран. Размер накопленных южнокорейских инвестиций в России по состоянию на июнь 2019 года составил всего 2,7 млрд долл. Неудивительно, что РФ и Южная Корея планируют сформировать совместный фонд в 1 млрд долл. для инвестиций в различные сферы. «Думаю, в рамках визита Путина в Сеул будут приняты соответствующие решения, – подчеркнул Чо. – Предварительно речь идет о выделении 400 млн долл. Фонд сфокусируется в первую очередь на инвестициях в высокотехнологичный сектор».
Поскольку РК не присоединилась к антироссийским санкциям Запада, в Сеуле предлагают соединить российские фундаментальные технологии и южнокорейские наработки в области коммерциализации ноу‑хау для их продвижения на рынки, в том числе третьих стран. Кстати, в условиях торговой войны с Японией, которая летом ужесточила контроль над экспортом в РК ряда материалов, имеющих критически важное значение для ее электронной промышленности, в Сеуле считают, что их альтернативным поставщиком может стать Россия. Речь идет о трех химических продуктах, необходимых для производства полупроводников.
«Сотрудничество с Россией отвечает задаче диверсификации поставок материалов, к которой стремятся южнокорейские компании», – подчеркнул Чо.
Россия, в свою очередь, призывает южнокорейских предпринимателей активней участвовать в создании высокотехнологичных производств на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, в которых действует льготный режим для бизнеса. Именно в Приморье сходятся «новая северная политика» РК и «новая восточная политика» России.
Росту там южнокорейских капиталовложений должно способствовать и заключение соглашения о зоне свободной торговли услугами и инвестициях. Считается, что этот документ – первый шаг к созданию РК полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ) товарами с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
В Сеуле надеются завершить переговоры по ЗСТ в 2020 году. Однако, по словам собеседников «НГ», не все страны ЕАЭС – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия – готовы открыть свой рынок для южнокорейских автомобилей и бытовой техники. Хотя и РК не без сопротивления согласилась на либерализацию импорта сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС.
В 2020 году исполняется 30 лет дипломатическим отношениям России с РК. По этому случаю намечено провести Год перекрестных обменов, старт которому, как ожидается, будет дан в дни пребывания Путина в Сеуле. Обе страны обсуждают в настоящее время ряд совместных документов, включая соглашения о взаимном признании водительских удостоверений, образования и ученых степеней.
Товарооборот планируется довести в следующем году до 30 млрд долл., а гуманитарный обмен между Россией и РК – до 1 млн человек. О такой ближайшей перспективе рассказал «НГ» бывший посол РК в РФ, а ныне генеральный секретарь Международной конференции азиатских политических партий Пак Ро Бёк.
Являясь близким союзником США, РК с момента установления дипломатических отношений приложила немало усилий для развития связей с Россией. Несмотря на узкие места, она ожидает значительного прогресса в сотрудничестве. А если Москва сможет укрепить свои позиции в Южной Корее, это станет реальным шагом в «повороте на Восток», который был провозглашен Россией в начале 2010-х, но до сих пор сводился в основном к развитию отношений с Китаем.
НГ-Дипкурьер. 24.11.2019