Россия – Центральная Азия: горизонты сотрудничества
В современной непростой политической ситуации в мире государствам Центральной Азии нужно осваивать новую роль, адекватную участию в региональной и глобальной повестке. Поэтому в обозримом будущем тесное взаимодействие и сотрудничество с Российской Федерацией будет оставаться для них принципиально важным и жизненно необходимым, пишет Улугбек Хасанов, профессор Университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан.
При всех сложностях, противоречиях и неудачах начального этапа существования всего постсоветского пространства в противовес затянувшемуся развалу прежней унитарной системы происходил постоянный поиск путей сохранения и дальнейшего развития тесных форм взаимодействия. Такой поиск во многом определялся осознанием того, что в крайне сложных и неоднозначных условиях глобализации, а также столкновения интересов ведущих внешних игроков институциональные механизмы регионального сотрудничества являются важной составляющей стабильности и безопасности.
Скрепой народов Центрально-азиатского региона всегда была их общая культура, история и традиции. О значимости общего культурного наследия и традиций говорил, в частности, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» 10 ноября 2017 года в Самарканде. Именно тогда руководитель Узбекистана обозначил Центрально-азиатский регион в качестве главного вектора внешней политики государства.
Формирование новых региональных систем всегда имеет специфику, понимание которой имеет значение как для оценки предшествовавшего, так и будущего развития. Прежде не только сближение близких по уровню стран, но и постепенное сглаживание острых углов на разных этапах развития проходило легче в узком, чаще всего двустороннем формате, чем в рамках системы в целом. В нынешних сложных процессах деглобализации и жесткой локализации отношений на региональном уровне и в то же время наметившейся конструктивной трансформации целого комплекса отношений между странами региона, с одной стороны, и Россией – с другой, становится возможным поставить некий предел опасной фрагментации в этой части евразийского пространства и по-новому ощутить роль и значимость национальных государств.
В историческом и культурном контекстах довольно трудно провести четкие границы между народами региона. Этнонациональная ситуация здесь соприкасалась с чувствительным вопросом определения административных границ еще в советскую эпоху. Для укрепления добрососедских отношений нынешнее руководство Узбекистана смело и конструктивно подошло к решению приграничных споров на взаимоприемлемой основе. В течение последних трех лет более 80% спорных участков границ с Киргизией и Таджикистаном урегулированы.
Последовательное сближение народно-хозяйственных комплексов неизбежно для всех стран Центральной Азии. Ведь с точки зрения географического положения все республики расположены в центральной части азиатского континента, вдали от морей и океанов, вследствие чего их геополитическое положение одинаково невыгодно, так как они полностью зависят от соседних государств в плане доступа к торговым путям. При любом раскладе благополучие этих стран обусловлено стабильностью в сопредельных государствах и характером отношений с ними.
Помимо вышеназванных предпосылок тесной кооперации центрально-азиатских республик, важную роль играли и будут играть приоритеты экономические. Несмотря на то, что народно-хозяйственные комплексы республик в рамках общесоюзного разделения труда имели во многом одностороннюю аграрно-сырьевую специализацию (с учетом их природно-климатических условий) и обслуживали в первую очередь потребности Союза, в ходе постсоветского сближения они в значительной мере смогли преодолеть некоторое недоверие, наблюдавшееся в начальном этапе развития, и в последующие годы стали активнее сотрудничать по многим вопросам региональной повестки.
Центрально-азиатский регион, по оценкам экспертов, обладает богатыми запасами таких полезных ископаемых, как нефть, газ, золото, уран, цинк. Но распределены они по региону неравномерно: наибольшими запасами обладают Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Данное обстоятельство, а также большие затраты, связанные с процессом добычи и переработки ресурсов, могли бы подтолкнуть страны региона к усилению сотрудничества в этой сфере, однако пока все предпочитают медлить. Тем не менее представляется, что именно на пути тесной кооперации государства Центральной Азии могли бы найти скорейшее разрешение стоящих перед ними проблем, в том числе в сфере укрепления экономической безопасности. Примерный объем разведанных резервов нефти в регионе превышает 30 млрд баррелей, а запасов природного газа – 350 трлн кубометров, что соответствует 7,1% мировых запасов нефти и газа. Страны региона входят в первую десятку по добыче угля и золота, располагают обширными запасами редких и цветных металлов.
В ежегодном докладе Международного валютного фонда Doing Business 2019 в рейтинге легкости ведения бизнеса среди 190 государств Узбекистан вошел в первую десятку стран-реформаторов за последние пять лет. Это означает, что условия там наиболее благоприятны для ведения бизнеса. Данному факту активно способствует всестороннее взаимодействие с российскими партнерами в приоритетных секторах инвестиционной деятельности, а также привлечение российского опыта в разработке национальных инжиниринговых проектов / НИОКР, научно-исследовательских и технологических парков, инновационных городов и зон. Подобные таргетируемые проекты могли бы решить также проблему совместной проработки маркетинговой стратегии в инвестиционном сегменте, устраняя диспаритет в распределении и размещении инвестиций в приоритетные сферы экономики. Хороший пример тому – ряд передовых проектов: модернизация «Уралмашзаводом» технологических линий Алмалыкского горно-металлургического комбината, участие российской компании «Евроцемент» в реконструкции завода «Ахангаранцемент», производство «Ростсельмашем» кормоуборочных комбайнов и агротехнического оборудования на базе Чирчикского завода сельхозтехники, разработка в партнерстве с «Лукойлом» проекта освоения газовых месторождений группы «Кандым-Хаузак-Шады», строительство совместно с «Газпромом» газохимического комплекса в Сурхандарьинской области, а также добыча углеводородов в Каракалпакстане, Андижанской, Бухарской и Кашкадарьинской областях республики и многие другие.
Преференциальный приоритет в углублении промышленной кооперации с российскими и китайскими технологическими компаниями обеспечит значительный рост экспорта в базовых отраслях экономик стран региона. Эксперты Всемирного банка на примере анализа состояния и перспектив развития узбекской экономики прогнозируют двукратное расширение сфер инвестиционной активности и создания новых совместных предприятий к 2025 году, что напрямую скажется на усилении экспортного потенциала государства.
Как следует из доклада Госкомстата Узбекистана, важнейшими внешнеторговыми партнерами республики среди стран СНГ являются Россия, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, на долю которых приходится 29,4% внешнеторгового оборота. Среди других стран – Китай, Республика Корея, Германия, США, Япония, Франция, Италия, Турция, Латвия, Индия и Афганистан, на долю которых приходится 44,4% всего внешнеторгового оборота.
В современной непростой политической ситуации в мире государствам Центральной Азии нужно осваивать новую роль, адекватную участию в региональной и глобальной повестке. Поэтому в обозримом будущем тесное взаимодействие и сотрудничество с Российской Федерацией будет оставаться для них принципиально важным и жизненно необходимым.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 14.11.2019