Пока Европа готовится к кризису, Россия ищет спасение в евро
Анастасия Башкатова
Доля евро в расчетах за российский экспорт увеличилась за шесть лет почти вдвое, сообщил Центробанк (ЦБ). В Банке России считают правильной политику по сокращению валютных рисков, дедолларизации, а в перспективе и девалютизации экономики. Увеличение доли евро в расчетах происходит на фоне установления европейскими странами отрицательных процентных ставок, которые, как считают эксперты, свидетельствуют о попытках отложить наступление нового и, судя по всему, неминуемого мирового кризиса.
Центробанк не действовал и не будет действовать таким образом, чтобы поддержать экономический рост ценой разгона инфляции. Об этом сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в конце минувшей недели на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса.
«Мы считаем, что стабильность макроэкономических показателей наряду с развитием финансовой инфраструктуры валютного рынка создает условия для развития самой экономики. Это создает возможность также для развития расчетов в национальных валютах», – пояснила глава ЦБ.
Как уточнила Набиуллина, сейчас растет доля евро в расчетах за российский экспорт: с 2013 года она возросла более чем на 8 процентных пунктов – до 17,3% по состоянию на 2018 год.
«С точки зрения финансовой устойчивости мы считаем абсолютно правильным, что компании стараются сократить валютный риск. Мы уже несколько лет проводим политику дедолларизации, или, точнее, девалютизации», – добавила она.
Российский финансовый сектор, по словам Набиуллиной, «сейчас более устойчив, более прозрачен, чем когда бы то ни было». «Сохраняются положительные ставки. Пока мы не поддались эпидемии развитых стран (по снижению процентных ставок. – «НГ»)», – отметила глава ЦБ. Регулятор будет подходить к дальнейшему снижению ключевой ставки в РФ осмотрительно, сообщила она.
С одной стороны, переход на евро оправдан, ведь у нас, как замечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, «многие сделки (особенно по поставкам энергоресурсов) номинированы в евро». С другой стороны, важно соблюдать баланс, потому что, по словам эксперта, «переход в расчетах с доллара на евро – это вопрос эффективной конвертации, кроме того, нельзя допустить зависимости и от политики Евросоюза».
В свою очередь, управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский сообщает, что если дедолларизация подразумевает переход к расчетам в евро, то даже при условии отрицательных ставок Европейского центробанка это не несет в себе столь ощутимых рисков, как переход на менее стабильные валюты развивающихся стран.
Правда, некоторые экономисты обращают внимание на то, что сейчас мир стоит на пороге нового кризиса. И ряд развитых стран, осознавая это, пытается отсрочить его наступление, о чем как раз и свидетельствует «эпидемия» снижения процентных ставок до минимальных или даже отрицательных уровней.
Так, заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Константин Корищенко (ранее – зампред ЦБ) считает, что сейчас «мы попадаем в ситуацию не ужасного конца, а бесконечного ужаса».
Выступая в РАНХиГС на круглом столе, посвященном отрицательным ставкам, экономист напомнил, что после кризиса 2008 года страны стали активно применять различные формы бюджетного стимулирования, которые на новом витке привели как к разрастанию бюджетных дефицитов, так и к наращиванию долгов.
Тем самым долговая проблема из повестки дня никуда не ушла, а наоборот, с новыми акцентами вернулась в нее. Практически любой кризис в основе своей долговой, отличия касаются лишь того, о каком именно долге идет речь, следует из объяснений Корищенко.
Долговые проблемы обычно лечатся двумя способами: за счет снижения стоимости обслуживания кредита и за счет удлинения срока его выплаты. И сейчас мы как раз и наблюдаем попытки других стран решить свои очередные долговые проблемы этими способами. В частности, как замечает экономист, начатое другими странами снижение процентных ставок дает бюджетам возможность немного «подышать», да и в целом проблема долгов «размазывается во времени».
Но одновременно с этим важно понимать, что установление околонулевых и тем более отрицательных процентных ставок – это шаг к «глобальному замерзанию в банковской системе».
По мнению Корищенко, проблема состоит в том, что такое экономическое «лекарство», как снижение ставок до отрицательных значений, может оказывать оздоровительный или купирующий эффект ограниченное время.
А затем происходит накопление негативных эффектов, которое приводит к необратимым последствиям. После чего единственный способ лечения – это уже, как говорится, только резать. Осталось понять, что именно и как именно будет «отрезано».
«Видимо, что‑то серьезное грядет в связи с продолжающимся периодом отрицательных процентных ставок. Что‑то серьезное в виде отмены или кардинального изменения существующей модели кредитно‑денежной политики», – полагает экономист.
«С инвестиционной точки зрения изменение структуры расчетов в пользу евро – это не самый выгодный ход с точки зрения стабильности как экономики Евросоюза, так и европейской валюты», – пояснил «НГ» доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко. К тому же политика Европейского центробанка тоже не добавляет привлекательности евро.
Но, как говорит эксперт, уже нет времени ждать подходящего момента для диверсификации расчетов.
Независимая газета. 10.11.2019