Газотранспортную систему Украины отделяют от "Нафтогаза"
Татьяна Ивженко
До 26 декабря в Украине планируют завершить процесс отделения газотранспортной системы (ГТС) от компании «Нафтогаз». Новая структура будет заниматься транспортировкой российского газа по украинской территории в ЕС – в том случае, если стороны успеют подписать новый контракт. Переговоры до сих пор находились в тупике. Но на ситуацию может повлиять состоявшийся в понедельник телефонный разговор президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина.
В каком ключе главы государств обсуждали газовую тему, неизвестно. Пресс-служба украинского президента коротко сообщила о том, что «стороны затронули вопрос газовых переговоров в трехстороннем формате Украина-Россия-ЕС». Как известно, на этой неделе должен состояться очередной раунд. Судя по развитию ситуации, в Киеве не надеялись на прорыв в переговорах.
В конце октября, когда очередная встреча в Брюсселе завершилась только обменом мнениями, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил (в ходе рабочей встречи с уполномоченным правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Георгом Графом Вальдерзее), что заключить новый контракт на транзит газа возможно. Но при соблюдении нескольких условий: «До заключения нового транзитного контракта необходимо решить комплекс принципиально важных вопросов. Первый – урегулирование судебных споров между «Газпромом» и украинской стороной. Это означает взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» по контрактам на поставку и транзит российского газа, восстановление баланса коммерческих интересов сторон».
В то же время президент Владимир Путин (в ходе брифинга с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном) отметил, что проблема заключения нового транзитного контракта – это «вопрос исключительно в сфере споров арбитражного характера, на наш взгляд, абсолютно абсурдных, когда, например, там 7 млрд долл. пытаются предъявить через украинские суды «Газпрому» к выплате за то, что он занимает монопольное место на транзитном рынке Украины. Хотя «Газпром» ничего не транзитирует, транзитируют украинские компании. Это просто абсурд. То же и в Стокгольме происходит. Надо от этого абсурда избавиться, обнулить все требования с обеих сторон».
Отвечая, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев перечислил, от каких именно претензий предлагают отказаться украинской стороне. Он написал в соцсети: «Российская сторона предлагает «Нафтогазу» обнулить почти 3 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитража (по судебным искам относительно поставок российского газа в Украину, иски подавались с 2014 года, вердикт был вынесен в конце 2017 года. – «НГ»). Отказаться от иска еще на 12 млрд долл. (подается сейчас – относительно условий транзита). К тому же предлагается отказаться от штрафа Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на сумму около 7 млрд долл. В сумме – 22 млрд долл. «Понять и простить»! Ищу и не нахожу в озвученных в СМИ предложениях встречные шаги России на сопоставимые суммы. Разве так выглядит обнуление взаимных претензий?»
Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко уточнил, что украинская сторона готова рассмотреть вариант погашения российского долга не денежными средствами, а поставками газа: «Мы готовы конструктивно рассматривать предложения «Газпрома» по выполнению решений Стокгольмского арбитража и соответствующего мирового соглашения… Нас устраивают денежные средства, но если «Газпром» хочет оплатить этот долг поставками газа, мы готовы рассмотреть такое предложение».
Тем временем срок действия нынешнего контракта на транзит российского газа по украинской территории подходит к концу. Он истечет 31 декабря. Поскольку стороны не договорились, 18 ноября «Газпром» направил «Нафтогазу» официальное предложение продлить на год действующий с 2009 года контракт или заключить новый – сроком на один год. И продолжить переговоры о долгосрочном контракте. О таком варианте ранее говорил Алексей Миллер: «Газпром» готов к продлению на переходный период действующего транзитного контракта с учетом актуальных рыночных условий».
В «Нафтогазе» это предложение не приняли. Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко написал в соцсети, что в официальном ответе говорилось о необходимости нового контракта на новых условиях – «по европейским правилам, в трехстороннем формате с участием Еврокомиссии». Даже если новый документ разработать не успеют, то, по словам Витренко, продлевать старый контракт нецелесообразно. На случай чрезвычайных ситуаций можно предусмотреть схемы временной работы, среди которых, например, передача газа на границе Украина-РФ (то есть по украинской территории будет транспортироваться уже газ, выкупленный европейскими потребителями и не принадлежащий «Газпрому»).
Заниматься транспортировкой должна будет новая структура – оператор украинской ГТС. Во вторник министр энергетики и экологии Украины Алексей Оржель заявил, что завершение процесса отделения ГТС от «Нафтогаза» запланировано через месяц: «В пятницу, 22 ноября, мы получили предварительную сертификацию оператора ГТС у национального регулятора. Документы уже отправлены в Энергетическое сообщество ЕС, которое должно их утвердить. До 26 декабря должен завершиться процесс анбандлинга (отделения ГТС. – «НГ»)».
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал в комментарии «Слову и делу», что до сих пор стороны жестко придерживались каждая своей позиции: «Возможные компромиссы не очевидны». Но если они не успеют заключить новый контракт, то с 1 января 2020 года возможны два варианта развития событий. Первый – это прекращение транзита российского газа по украинской территории, что может спровоцировать проблемы на европейском рынке и дефицит в Украине к концу отопительного сезона (в зависимости от погодных условий). Кроме того, этот вариант является худшим из всех возможных с точки зрения технической эксплуатации ГТС. Но, по мнению Марунича, возможно и другое развитие событий: транспортировка газа будет продолжаться без контракта: «С одной стороны, это будет контрабанда. С другой – можно закрыть глаза на то, что какой-то объем газа с 1 января 2020 года пересекает без документов украинско-российскую границу. Формально его можно арестовать, таможня может применять какие-то меры. Но пойдут ли на это? Маловероятно, но при определенных условиях могут».
Юрий Витренко сообщил, что «Нафтогаз» будет делать с российским газом в ГТС, если контракт не будет подписан: «Газ без документального оформления, который будет заходить в Украину, будет закачиваться в подземные хранилища газа – как газ неопределенного собственника». Коммерческий директор «Нафтогаза» не прояснил технические аспекты таких действий (например, вопросы таможенного оформления, дальнейшего использования и т.д.). «Мы пока не будем объяснять все нюансы, такие как замещения и изменения в инструкциях таможенной службы», – написал он в соцсети.
Но все эти угрозы могут остаться нереализованными в том случае, если выход из ситуации найдут лидеры государств. За месяц до завершения контракта президенты Украины и РФ по телефону коснулись острой темы. Продолжение беседы в рамках встречи в Нормандском формате (9 декабря в Париже) не планировалось, но не исключено, считают эксперты.
Независимая газета. 26.11.2019