ЕС и ЕАЭС: возможно ли общее будущее?
«Европейский союз является для нас крупнейшим торговым, инвестиционным и технологическим партнером и основным покупателем экспортируемых государствами ЕАЭС товаров. На евразийском пространстве работают сотни европейских компаний. Европейский бизнес заинтересован в продолжение работы, готов инвестировать в ЕАЭС, локализовать производства и создавать новые рабочие места». Об этом заявил министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков в интервью журналу «Международная жизнь».
- Тимур Мекешевич, недавно в Брюсселе прошел форум «Лиссабон ‑ Владивосток». Какова роль форума в укреплении сотрудничества между ЕС и ЕАЭС?
- В Брюсселе прошло заседание рабочей группы по созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Рабочая группа была создана в Берлине в ноябре 2015 года по инициативе крупного европейского бизнеса, выступающего за укрепление и развитие сотрудничества между Европейским союзом (ЕС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Этой инициативной группой был разработан Меморандум «Единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока», открытый для присоединения крупных промышленных, нефтегазовых компаний, предпринимательских объединений и банковских ассоциаций. На диалоговой площадке, которую предоставляет рабочая группа, осуществляется диалог по вопросам норм и правил, регулирующих международную предпринимательскую и торгово-экономическую деятельность, обмен мнениями по приоритетным направлениям создания Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Европейский союз является для нас крупнейшим торговым, инвестиционным и технологическим партнером и основным покупателем экспортируемых государствами ЕАЭС товаров. На евразийском пространстве работают сотни европейских компаний. Европейский бизнес заинтересован в продолжение работы, готов инвестировать в ЕЭАС, локализовать производства и создавать новые рабочие места. Поэтому такая площадка, без всякого сомнения, играет важную роль в укреплении и развитии сотрудничества между ЕС и ЕАЭС и обеспечении качественного улучшения деловых связей. Это позволит нам улучшить инвестиционный климат и повысить конкурентоспособность наших компаний, упростить процедуры торговли и обеспечить сопряжение соответствующей инфраструктуры для взаимной торговли и инвестиций.
- Обсуждались ли во время форума конкретные проекты между ЕС и ЕАЭС и условия, которые позволят их реализовать?
- В нашем взаимодействии с ЕС, наверное, стоит вести речь о работе «снизу вверх», и совместно обсудить и реализовать меры по упрощению, гармонизации и автоматизации торговых процедур, в частности, процедур импорта и экспорта, транзитных и таможенных требований. Это включает в себя сближение таможенных процедур, технических регламентов и других стандартов; устранение нетарифных барьеров; постепенное открытие рынков и упрощение визовых процедур. Следует подчеркнуть, что правовое регулирование ЕАЭС создано в соответствии с нормативной базой ВТО. Это уже закладывает хорошую основу для гармонизации законодательств ЕС и ЕАЭС в этих сферах.
Я также выделил два долгосрочных аспекта совместных действий ЕС и ЕАЭС по вопросам формирования Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Первый аспект заключается в создании более конкурентоспособного частного бизнеса, расширении деловых связей, второй – в улучшении транспортно-логистической инфраструктуры на Евро-Азиатском пространстве для стимулирования торговли и инвестиций.
Представители европейских дипломатических и деловых кругов, в свою очередь, поддерживают такой подход и также отмечают, что европейский бизнес очень заинтересован в активизации деловых отношений с ЕАЭС, чтобы этот регион развивался как процветающее экономическое пространство с участием европейского и евразийского бизнеса. Мы договорились запустить предметную работу по первому направлению, и уже 23 октября состоялись консультации с представителями Европейской комиссии в Москве.
- Заинтересован ли европейский бизнес в развитии отношений с Союзом, выдвигает ли какие-либо инициативы, которые способствовали бы установлению официального диалога между ЕЭК и Европейской комиссией?
- В последнее время растет интерес крупных европейских предпринимателей к Евразийскому экономическому союзу, к возможности установления тесных связей и партнерских отношений по взаимовыгодному сотрудничеству со странами ЕАЭС. Отсутствие полноценных торгово-экономических связей фактически тормозит развитие бизнеса.
В настоящее время мы наблюдаем, в частности, высокую заинтересованность австрийского, итальянского, французского, германского бизнеса в укреплении и развитии торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС.
Вместе с тем, растет и понимание того, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является наднациональным, постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС с наднациональными полномочиями, и только официальный диалог способен придать системный стимул для бизнес-диалога и сотрудничества между двумя объединениями во взаимной торговле и инвестициях.
- Как Вы оцениваете сотрудничество стран ЕС и ЕАЭС в торгово‑инвестиционной сфере?
- Несмотря на определенные сложности, Европейский союз продолжает оставаться основным торговым и инвестиционным партнером для государств‑членов ЕАЭС. Доля нашего совокупного экспорта в ЕС составляет почти 50%. Удельный вес европейских прямых инвестиций в ЕАЭС составляет 65% от общего объема прямых инвестиций.
Евразийский экономический союз обеспечивает европейскую промышленность относительно дешевыми и стабильными поставками сырья и энергоносителей. Значительную долю экспорта ЕАЭС в Европейский союз составляют минеральное топливо (нефть и природный газ), металлы, химическая продукция, керамика.
- На Ваш взгляд, какая существует вероятность формирования единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока? Что необходимо для достижения этой цели?
- Убежден, что переговоры о Едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока, в конечном счете, приведут к созданию свободной экономической зоны, которая станет благоприятной и выгодной для более чем 700 миллионов человек в Европе и Евразии. Конечно, это произойдет не сразу, а в долгосрочной перспективе.
В свою очередь, Евразийский экономический союз имеет очень выгодное географическое положение, он располагается между двумя крупнейшими регионами ‑ Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это дает нам конкурентное преимущество в качестве экономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией.
Важным фактором экономического сотрудничества является также единая инфраструктура. Транспортный коридор Восток‑Запад должен развиваться за счет общих инвестиций, направленных на улучшение взаимодействия.
Активное участие стран ЕАЭС в международном сотрудничестве по сопряжению китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» будет способствовать созданию общего экономического пространства трансконтинентального сотрудничества, простирающегося от Лиссабона до Владивостока. Для реализации этой инициативы нам необходимо наладить тесный и взаимовыгодный диалог.
Беседовала Инна Яникеева
Международная жизнь. 07.11.2019