«Досрочные выборы без изменения системы приведут к революции»

Лидеры грузинской оппозиции договорились не касаться внешнеполитических вопросов во время выступлений против действий правящей партии «Грузинская мечта». Об этом «Известиям» заявила экс-спикер парламента страны, глава партии «Единая Грузия — Демократическое движение» Нино Бурджанадзе. Политик рассказала, сколько будут продолжаться протесты, начавшиеся 14 ноября, как по одну сторону баррикад на проспекте Руставели оказались враждующие между собой силы и может ли сложившаяся ситуация привести к революции. Кроме того, она пояснила, почему в отсутствии авиасообщения между Россией и Грузией виноваты действующие власти республики.

— Тбилиси вновь охватили протесты. На этот раз из-за отказа правящей партии «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили поддержать изменение избирательной системы. Какая основная цель этих акций?

— К сожалению, мы уже в который раз столкнулись с ситуацией, когда безответственное и издевательское отношение власти к народу и оппозиционному полю приводит к беспорядкам на улице и дестабилизации обстановки. Протесты будут, безусловно, продолжаться.

В Грузии были разные власти. Хорошие — хотя, вы знаете, хороших, к сожалению, не было, но более или менее приемлемые были. Также были власти, на которых возлагались большие надежды, были и плохие. Но такого цинизма и отношения к народу не проявляло ни одно руководство Грузии. Этот цинизм довел людей до предела. Лично меня он просто взбесил. Ведь нам обещали в течение нескольких месяцев провести реформу, которая позволит организовать выборы по новой системе. По задумке, пропорциональное голосование должно дать стране парламент, где действительно будут отражены все настроения общества. И это раз и навсегда перенесло бы политические распри в Грузии с проспекта Руставели в парламент.

Все политические партии страны в течение четырех месяцев ездили по регионам, встречались с людьми — было всенародное обсуждение изменения конституции. Но голосование в парламенте провалилось. Да, были слухи, что Иванишвили собирается провалить этот документ, но я, честно говоря, не могла себе представить, что можно так открыто дать обещание и обмануть.

Фактически они сказали: в 2020 году грузинскому народу нужны мы — «Грузинская мечта», а так как мы по другой системе — пропорциональной — не сможем выиграть выборы и сформировать большинство, то и менять ничего не будем. Такое проглотить, согласитесь, очень сложно.

Их цинизм не имеет границ. Ведь мы требовали отказаться от смешанной системы, которая подразумевает, что половина избирается пропорционально, а другая по мажоритарным округам, а сейчас личный врач и депутат Иванишвили господин Хундадзе (Дмитрий Хундадзе — член «Грузинской мечты». — Известия) выступил с инициативой полностью перейти на мажоритарную систему.

— Получается, что акции на Руставели могут затянуться.

— Протесты продолжатся, однозначно. Такое происходит впервые в истории Грузии — когда все политические партии, у которых не только разные политические взгляды, но даже откровенно вражеские отношения друг с другом, как у меня с «Единым национальным движением», вместе вышли на улицу! Просто мы осознали: сейчас нужно объединиться вокруг требуемой избирательной системы и добиться справедливого голосования. После этого мы, конечно, пойдем каждый своим путем и будем бороться за голоса избирателей. Иначе быть не может.

— На этих митингах весьма активно «Единое национальное движение» (ЕНД), лидером которой считается Михаил Саакашвили. Какова вероятность того, что на поднявшейся волне недовольства бывший президент Грузии или верные ему силы смогут вернуться к власти?

— Тот факт, что такой вопрос возникает, а он имеет право на существование, это абсолютная заслуга Иванишвили. Когда он в 2012 году пришел к власти, вместо того чтобы восстановить справедливость и убрать ЕНД из политической жизни Грузии и посадить Саакашвили, он заявил, что в стране должны остаться две политические силы: «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение». А остальные, по его мнению, должны исчезнуть.

Вместо того чтобы бороться с Саакашвили реально, а не заводить уголовные дела по каким-то костюмам и пальто (прокуратура Грузии обвиняла Михаила Саакашвили в растрате госсредств на покупку в Лондоне семи пиджаков и кашемирового спортивного пальто на сумму в $28,6 тыс.— «Известия»), Иванишвили боролся, например, со мной и другими силами. Ему нужно было сохранить ЕНД как пугало, чтобы в каждый критический момент логически и справедливо вставал вопрос: может быть, Иванишвили и плохой, но если его не будет, не вернется ли к власти Саакашвили?

Я вас уверяю, что мы вышли все вместе на улицу, потому, что хотим гарантировать справедливые выборы. Чтобы была возможность у людей решать, кого они действительно хотят видеть у власти. А Саакашвили народ видеть не хочет. Да, конечно, команда Саакашвили пройдет в следующий парламент, поскольку, к сожалению, это на данный момент самая сильная оппозиция. Но у самого Саакашвили вернуться пока еще нет шансов. Единственная возможность — это если Иванишвили будет ему потакать и лить воду на мельницу ЕНД. Поэтому сейчас очень важно, чтобы процессы прошли правильно и к ним подключилось все политическое сообщество.

— Насколько критичным можно считать требование провести досрочные выборы?

— Я, например, досрочных выборов не требую. Но если правительство так хочет внеочередного голосования, мы не будем против. Ведь кризис власти налицо. Но ключевое условие — сперва нужно изменить систему, чтобы люди могли свободно голосовать. А потом пожалуйста: хотят досрочные, хотят регулярные — это не столь важно. Другое дело, что досрочные выборы без изменения системы приведут к революции.

— Конечно, события в Тбилиси никак не связаны с Россией. Однако насколько эта нестабильность может повлиять на восстановление авиасообщения между странами? Тем более совсем недавно представители Москвы говорили о том, что этот вопрос может быть решен в обозримом будущем.

— Я очень рада, что вы обратили внимание на то, что эти акции не затрагивают Россию. Нам удалось убрать совершенно неправильное направление протестов, которое принимали грузинские митинги. Здесь вы не увидите ни одного антироссийского или другого внешнеполитического лозунга. Мы договорились: здесь стоят люди с совершенно различными взглядами, в том числе по внешней политике, поэтому давайте уважать друг друга. То есть создавать, говорить и делать то, что нас объединяет, а не разъединяет. Я думаю, что это справедливо. Ведь в этих протестах нет ни руки Москвы, ни руки Вашингтона. Все происходит из-за глупости и цинизма Иванишвили.

Что касается авиасообщения, то для таких решений нужны стабильные отношения между странами, а их сейчас нет. И, честно говоря, даже не знаю, насколько договороспособной выглядит после такой лжи грузинская власть в глазах других международных игроков, в том числе России.

Но я бы очень хотела, чтобы РФ сделала один шаг. Например, сейчас в цхинвальском изоляторе сидит грузинских врач Важа Гаприндашвили (президент Ассоциации ортопедов и травматологов Грузии был задержан 11 ноября южноосетинскими пограничниками. — «Известия»). Он перешел так называемую границу в Южной Осетии (Грузия не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. — «Известия»), чтобы помочь пациенту, и его арестовали. Это вызывает болезненную реакцию в Грузии. Я думаю, Россия могла бы поспособствовать в этом вопросе и сыграть позитивную роль. Это было бы воспринято очень позитивно всеми политическими силами Грузии и каждым грузином.

— Другими словами, потоки российских туристов в Грузию еще не скоро вернутся на прежний уровень?

— В принципе никто российских туристов трогать не будет. Слава Богу, этого не было и нет. И у нас всегда рады гостям из России. Но я не уверена, что нынешняя власть вообще может заниматься сейчас какими-то серьезными вещами. Тем более убеждать кого-либо, что с ними вообще имеет смысл разговаривать.

Беседовал Алексей Забродин

Известия. 20.11.2019

Читайте также: