Зеленский повторяет путь Порошенко
Сергей Жильцов, доктор политических наук
Постоянный перенос встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины (так называемый нормандский формат) ставит под вопрос урегулирование конфликта в Донбассе. При этом официальный Киев, заявляя о готовности выполнять Минские соглашения, одновременно выдвигает дополнительные условия, что ведет к срыву достигнутых ранее договоренностей.
Новый президент стремится продемонстрировать отличие своей политики в отношении конфликта в Донбассе от курса своего предшественника. Однако до сих пор Владимир Зеленский не добился успехов по данному вопросу. Основной причиной отсутствия прогресса в переговорном процессе по урегулированию конфликта в Донбассе является давление националистических сил, которые выдвигают главе государства ультимативные требования. Среди них: запретить введение особого статуса для Донбасса, не проводить амнистию для представителей ДНР и ЛНР, не допустить отвода украинских вооруженных сил от линии разграничения сторон конфликта и запретить деятельность вооруженных отрядов на неподконтрольных территориях. Помимо этого, от президента требуют установить контроль над российско-украинской границей и выйти из Минских соглашений. Таким образом, требования радикальных националистических сил не создают условий для обсуждения мирного урегулирования конфликта.
В то же время нельзя говорить о негативном влиянии на переговорный процесс только националистических сил. Перспективы мирного решения конфликта снижают и заявления президента, который не раз подчеркивал свое несогласие на федерализацию страны и предоставление Донбассу автономии. В Киеве вполне обоснованно опасаются, что прецедент с Донбассом подтолкнет другие региональные элиты к выдвижению требований о расширении полномочий и пересмотру отношений с центральными властями. В целом идею предоставить особый статус Донбассу не разделяет большинство политических сил в украинском парламенте. Кроме того, президент и радикальные националисты не поддерживают внесение изменений в Конституцию Украины, что также является сдерживающим фактором на пути к мирному разрешению конфликта. Между тем без выполнения данных условий невозможно выполнить Минские соглашения.
Жесткие заявления президента и представителей его окружения, выдвижение ультимативных требований вызывают настороженность в ЛНР и ДНР. Там не согласны распустить свою милицию и вооруженные силы, опасаясь преследований со стороны украинских властей и националистов. Кроме того, в ЛНР и ДНР настаивают на предоставлении особого статуса, что должно найти отражение в Конституции Украины.
С момента начала конфликта прошло более пяти лет. За этот период Украина приспособилась жить без Донбасса, который оказался выведенным за рамки политического и экономического пространства страны. Кроме того, в отношении населения и властей Донбасса сформировано негативное восприятие. Этот регион является чужим для Киева и тем более Львова, где Донбасс и его население воспринимают как чуждое для украинского государства.
Для начала реального процесса мирного урегулирования конфликта Киеву надо признать ЛНР и ДНР в качестве равноправных партнеров, отойти от обвинений их в сепаратизме и развале государства и в конечном итоге сесть с ними за стол переговоров. Кроме того, украинские власти должны признать, что прежний курс, в основе которого лежит стремление силовыми методами подчинить Донбасс, нуждается в пересмотре. Однако изменению позиции Киева по-прежнему мешает риторика националистических сил, которая не претерпела изменений. Обвинения президента в предательстве национальных интересов и капитуляции перед Россией активно используются радикальными националистами для привлечения к себе внимания и обоснования своей активности.
Пока украинская элита не демонстрирует готовность смягчить свою позицию. Более того, в Киеве все чаще звучат заявления о невозможности выполнить положения Минских соглашений. К подобным заявлениям украинских политиков и чиновников подталкивает неготовность выполнить взятые на себя обязательства.
Впрочем, Киев не имеет альтернативных вариантов урегулирования конфликта. Заявления о наличии иных планов решения данной проблемы больше напоминают блеф. Создается впечатление, что в Украине не понимают, что делать с Донбассом. Военные действия вызовут негативную реакцию в обществе, которое устало от конфликта. В свою очередь, Владимир Зеленский не хочет идти на конфликт с радикальными националистами, для которых выполнение Минских соглашений неприемлемо. В итоге Киев затягивает разведение сил в зоне конфликта, тем самым срывая встречу «нормандской четверки». Фактически украинские власти затягивают переговорный процесс, используя уже не раз опробованные инструменты: невыполнение взятых на себя обязательств, обвинения России и выдвижение заведомо неприемлемых требований.
В период предвыборной кампании Зеленский обещал решить конфликт на Донбассе. Однако пока он повторяет путь своего предшественника. Бывший глава украинского государства Петр Порошенко в начале своего президентского срока также был сторонником урегулирования конфликта. Столкнувшись с жесткой оппозицией в парламенте, Порошенко изменил свою позицию.
После победы на выборах Владимир Зеленский стремится демонстрировать готовность продолжать переговорный процесс и решить конфликт в Донбассе мирным путем. Однако делать это ему становится все труднее. В конечном итоге ему придется принять решение – либо пойти на конфликт с радикальными националистами и сделать шаг к поиску компромисса с ЛНР и ДНР, либо превратиться в Порошенко-2. Соответственно урегулирование конфликта в Донбассе будет отложено на неопределенное время.
НГ-Дипкурьер. 27.10.2019