Венгрия оценила хлорную нефть
Ольга Мордюшенко
Венгерская MOL стала первой европейской компанией, которая полностью согласовала сумму возмещения за полученную весной некачественную нефть из РФ. Компания может получить от своего поставщика ЛУКОЙЛа до $110 млн компенсаций в зависимости от объема полученного сырья, который не раскрывается. Затем ЛУКОЙЛ получит аналогичную сумму от «Транснефти», которая несет ответственность за качество нефти в системе. Эксперты уверены, что выплаты за грязную нефть не станут существенной проблемой для «Транснефти» и едва ли повлияют на размер дивидендов и инвестпрограмму.
Венгерская MOL договорилась с ЛУКОЙЛом и «Транснефтью» о размере компенсации за поставки весной нефти, загрязненной хлорорганическими соединениями. Документы о выплатах стороны подписали 30 октября в рамках визита в Венгрию президента РФ Владимира Путина. По соглашению российские компании возместят MOL финансовый ущерб, в том числе расходы на очистку грязной нефти. Размер компенсации и объемы поставленной нефти, исходя из которых велся расчет, стороны не раскрывают. Также MOL и ЛУКОЙЛ подписали контракт на поставку 4 млн тонн нефти до 2025 года, сообщил глава российской нефтекомпании Вагит Алекперов.
В апреле нефть, поступающая из России в Европу по нефтепроводу «Дружба», оказалась загрязнена дихлорэтаном. Такую нефть нельзя перерабатывать, поскольку это приведет к выходу из строя оборудования НПЗ. По оценке властей Белоруссии, импортеры — Польша, Венгрия, Словакия и Германия — должны были получить около 5 млн тонн загрязненной российской нефти, при этом большая ее часть (около 3 млн тонн) осталась на территории транзитных стран — Белоруссии и Украины, где была размещена в хранилищах. Оставшуюся часть загрязненного сырья потребители утилизируют самостоятельно.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что Будапешт согласился на утвержденный советом директоров «Транснефти» предельный размер компенсаций в $15 на баррель некондиционной нефти.
Загрязненные объемы, по словам собеседника “Ъ”, MOL успешно размешала с чистой нефтью для снижения концентрации хлорорганики, и они были переработаны. В конце апреля, когда произошло загрязнение сырья в системе «Транснефти», госсекретарь Министерства инноваций и технологий Венгрии Петер Кадеряк оценивал объем поставленной в страну российской нефти от 350 тыс. до 1 млн тонн. Таким образом, размер компенсации может составить $38–110 млн. Изначально эти деньги MOL должен будет выплатить ЛУКОЙЛ, а затем компания переадресует этот счет «Транснефти». В нефтекомпании не стали дополнительно комментировать ситуацию. В «Транснефти» отметили, что переговоры с остальными грузоотправителями в контексте предложенного механизма урегулирования последствий инцидента продолжаются.
«С ЛУКОЙЛом и MOL вопросы обговорили, обсудили, решили, подписались и рассчитались. То же самое сделаем с «Казтрансойлом» и отрегулируем вопросы с «Укртранснафтой». Сняты все проблемы с «Газпром нефтью», сейчас — с «Сургутнефтегазом»
Николай Токарев, глава «Транснефти», 30 октября
В начале октября о получении части компенсаций за недопоставку нефти сообщала польская PKN Orlen, но основные расчеты страна собирается представить к концу года. Источник “Ъ”, близкий к переговорам, сообщил, что в целом размер выплат с Варшавой уже согласован (также исходя из уровня в $15 за тонну грязной нефти), но переговоры затягивает грузоотправитель — «Роснефть». Точную сумму собеседник “Ъ” не сообщил. «Транснефть» оценивала объем поставленного в Польшу сырья в 400 тыс. тонн, а PKN Orlen — более чем в 1 млн тонн. Также согласованы параметры выплат Казахстану исходя из объемов около 600 тыс. тонн. Если будут выставлены претензии на весь объем, оставшийся у потребителей (около 2 млн тонн), «Транснефти» придется выплатить $220 млн компенсаций.
Сергей Гарамита из Райффайзенбанка считает, что выплата компенсаций не окажет эффекта на деятельность «Транснефти», у которой достаточный операционный денежный поток и средства на балансе для реализации запланированной инвестпрограммы и сохранения дивидендов как минимум на уровне прошлого года примерно в 80 млрд руб. Вопрос только в том, отмечает эксперт, попросит ли государство компанию исключить потери от компенсаций из расчета дивидендной базы 2019 года: в таком случае акционеры могут получить до 95 млрд руб.
Коммерсантъ. 31.10.2019