Украина уточняет понимание "формулы Штайнмайера"
Татьяна Ивженко
На этой неделе встреча трехсторонней контактной группы в Минске определит возможность саммита в «нормандском формате». Условиями переговоров лидеров Украины, России, Германии, Франции ранее были названы «формула Штайнмайера» и отвод войск в населенных пунктах в Донбассе Петровском и Золотом. Но выполнить оба оказалось проблематично, и переговоры в Минске были фактически сорваны.
Украинская делегация выдвинула ряд своих условий, среди которых – ликвидация ДНР/ЛНР, после чего в России усомнились в готовности Киева к конструктивному разговору в «нормандском формате». И ситуация была поставлена на паузу.
Напомним, в конце сентября украинская сторона письменно подтвердила готовность рассматривать «формулу Штайнмайера». Тогда же президент Украины Владимир Зеленский дал указание выполнить принятое в Минске еще в 2016 году решение об отводе сил в Петровском и Золотом, но при условии, что в обеих точках в течение недели будет соблюдаться режим полной тишины.
Штаб Операции объединенных сил сообщает, что обстрелы не прекратились, поэтому Вооруженные силы Украины (ВСУ) не отошли со своих прежних позиций. В то же время в Украине начались акции протеста под лозунгом «Нет – капитуляции!», участники которых требовали от Зеленского не принимать «формулу Штайнмайера» и не отводить войска. Люди, называющие себя ветеранами АТО (антитеррористической операции), отправились в Донбасс, чтобы занять позиции, если украинские военнослужащие все же отойдут в глубь территории.
В пятницу-субботу президент Украины отправился в Луганскую область, чтобы лично посмотреть, что происходит. «Провел два дня в Золотом. Ездил на передовую. Встречался с учителями и врачами, которые, несмотря на сложные условия, продолжают выполнять свою работу. Говорили о быте на линии разграничения, о социальных нуждах, а также о возможном разведении войск. Понял одно – все хотят мира. Все готовы к разведению», – сообщил Зеленский в субботу вечером.
Владимир Зеленский подчеркнул, что стремится установить мир в Донбассе, но «не любой ценой». То есть повторил сказанное им ранее, что украинская сторона не согласится на те уступки, которые идут вразрез с национальными интересами (в вопросах территориальной целостности и суверенитета). Подразумевается в первую очередь «формула Штайнмайера». Она определяет, что выборы местных органов власти в Донбассе готовятся и проводятся в режиме временного предоставления региону расширенных полномочий (особого статуса). После выборов, если миссия ОБСЕ признает их состоявшимися и соответствующими международным демократическим стандартам, Киев предоставляет Донбассу особый статус на постоянной основе.
Участники акций протеста ранее заявляли, что Зеленский согласился проводить выборы в Донбассе «под дулами автоматов». Президент опроверг эти утверждения, сказав, что условием применения «формулы Штайнмайера» станет выполнение всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности: прекращение огня, отвод войск и военной техники, выведение с территории всех иностранных формирований, закрытие границы с РФ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в то время заметил, что украинская сторона «меняет вводные».
Руководитель украинской делегации на переговорах в Минске Леонид Кучма на днях сказал журналистам, что Киев раньше отбивался от «формулы Штайнмайера»: «Сейчас согласились, но пока перед этой формулой в законе не будет вывода всех войск, техники, разоружения, граница чтобы была отдана Украине, – ничего там нельзя провести (выборы местных органов власти. – «НГ»)». По его словам, без выполнения всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности, не могут быть выполнены политические пункты.
В таком подходе Владимир Зеленский убеждал местных жителей, военнослужащих и ветеранов АТО в ходе поездки в Золотое. Президент рассказал, что местные жители сообщили ему о людях в камуфляже с оружием, которые поселились в одном из домов. Он отправился поговорить с ними. Разговор с теми, кто выступает против отвода войск, велся с использованием специфической лексики. В спорах Зеленский говорил: «Я президент этой страны, мне 42-й год. Я ж не лох какой-то. Я тебе пришел и сказал – ты оружие убери... Я хотел увидеть в глазах понимание, а увидел парня, который решил, что перед ним какой-то лопух стоит»; «Мне пофиг, с кем будет подписано, нам надо территории вернуть и прекратить убийства».
В спокойной обстановке Зеленский терпеливо объяснял: «Мы должны искать пути и работать для завершения войны. И не любой ценой – подчеркиваю это. Капитуляции не будет в любом случае. Это я говорю – как президент и Верховный главнокомандующий. Уверен, у нас все получится и Украина снова будет единой».
Но убедил он не всех. После поездки Зеленского ветераны АТО записали видеообращение, в котором сказано: «Мы – те ветераны, которые освободили Мариуполь, Марьинку и с десяток украинских городов. Мы потеряли собратьев, но не сдали врагу ни клочка украинской земли. Мы прикрывали ваши спины, пока вы сидели в тылу. Сейчас вы нас принуждаете к капитуляции, но мы на это не пойдем. Мы назвали нашу акцию «Последний блокпост». И мы останемся здесь до последнего, чего бы нам это ни стоило. Мы здесь на законных основаниях. Это наш конституционный долг – защищать Украину и ее граждан».
Штаб Операции объединенных сил вдогонку сообщил, что люди, собравшиеся на линии разграничения, чтобы своими силами заменить военнослужащих (в случае отвода войск), не имеют официального статуса: «Эти люди находились в частном доме и представились добровольцами. Однако они не являются представителями любых силовых ведомств или Вооруженных сил Украины, уполномоченных находиться и действовать в районе проведения операции Объединенных сил». Также было сказано, что лица, с которыми общался Зеленский, имеют зарегистрированное оружие, но в зоне Операции объединенных сил находятся незаконно.
Никаких попыток силой вывести этих лиц с территории Золотого не предпринималось. С другой стороны, участники акции «Нет – капитуляции!» пока не предпринимают новых попыток возобновить протесты в Киеве и в областных центрах. Власть и противники ее решений выдерживают нейтралитет.
Сторонники Петра Порошенко все громче говорят о том, что украинские войска могут отойти в том случае, если вместо них в регион войдут миротворческие силы ООН. И предлагают обсудить этот вопрос в ходе встречи лидеров «нормандской четверки». Однако сама встреча не состоится до тех пор, пока не будут отведены войска. Российский сенатор Алексей Пушков написал в соцсети: «Пока Зеленский уговаривает «добровольцев» покинуть позиции, момент для встречи «четверки» сдвигается в неясное будущее. Выходит, саммит зависит от исхода спора президента Украины с ветеранами АТО. Да, готовность (Киева к встрече в «нормандском формате») – нулевая».
В данный момент представители украинской власти убеждают всех, кто опасается капитуляции, что после отвода войск «серая зона» не увеличится, а безопасность обеспечат силы правоохранителей и Нацгвардии. Что касается требований о миротворческой миссии ООН, то глава МИД Украины Вадим Пристайко ранее отметил, что этот вопрос отложен. По его словам, переговоры о миротворцах Киев может инициировать в том случае, если не удастся договориться об урегулировании в «минском» и «нормандском» форматах.
Спецпредставитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик в интервью UkrLife отметил: «Я не сказал бы, что это в данный момент реально. Введение миротворцев возможно, если стороны договорятся. Потому что без общего согласия миротворцы ООН не могут быть в Донбассе. Нужно решение Совета Безопасности ООН. И мы все знаем, кто является членом Совета Безопасности (в том числе – Россия, располагающая правом вето. – «НГ»). Поэтому предпосылка – это общее согласие».
Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» вновь заявила, что мир в Донбассе невозможен без прямого диалога между участниками конфликта. Член политсовета партии Владимир Кацман сказал каналу «112 Украина»: «Переговоры нужно вести во всех форматах, какие только есть. Нужно использовать для поисков мира челночную дипломатию». Возобновятся ли переговоры в «нормандском формате», зависит от того, чем закончится встреча в Минске, отмечают эксперты в Киеве .
Независимая газета. 27.10.2019