Прорыв Лукашенко

Юрий Рокс

В Минске прошла крупная международная конференция «Европейская безопасность: отойти от края пропасти». Президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с рядом важных инициатив: разработать декларацию о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе, созвать «Хельсинки-2» и договориться о новых правилах игры в мировой политике, раз уж прежних перестали придерживаться.

В унисон Комитет постоянных представителей Совета Евросоюза одобрил подписание либерального визового соглашения с Белоруссией, а бывший мэр Риги Нил Ушаков, назначенный докладчиком по визовым вопросам с Белоруссией в Европарламенте, публично обещал довести дело до безвизовых отношений. Это события не месяца и даже не одной недели, а 2–3 дней.

Что изменилось в Старом Свете, чтобы изменилось его отношение к Белоруссии? Что изменилось в самой Белоруссии, чтобы изменились ее отношения с Европой? Как изменился президент Белоруссии Александр Лукашенко, что его перестали считать «последним диктатором» и «позором Европы» и ждут с визитом? Пока в Австрии, а затем, очевидно, и в других странах.

На все вопросы ответ отрицательный. Александр Григорьевич, ничего особенного не меняя в своей политике и стиле управления, продолжает разыгрывать партию. Если так пойдет дальше, то он скоро начнет диктовать в этой партии свои условия. Политика качелей Александра Лукашенко – от Запада к России и от России к Западу в зависимости от направления и силы давления на Минск – приносит плоды. При подписании договора о либеральном визовом режиме – вполне себе ощутимые практически.

Умным ходом с миротворческими инициативами по Украине Минск вывел себя из фактической изоляции Запада. Примерно так, как барон Мюнхгаузен вытащил себя из болота. Не рискуя при этом отношениями ни с Россией, ни с Украиной.

Умело разыгрывая карту противоречий с Россией, во всеуслышание заявляя о навязываемом Москвой неприемлемом уровне интеграции, что на Западе расценивается едва ли не как попытка поглощения одного государства другим, Лукашенко попутно стал примерять доспехи миротворца планетарного масштаба, главного хранителя цивилизационного равновесия. Время для этого подходящее, повсюду смута и непокой.

США штормит от внутриполитических проблем и дел на Востоке. Россия увязла в вопросах, связанных с Украиной и порожденного ими санкционного противостояния с Западом. Европа устала от всего и не очень понимает, что будет после выхода из ЕС Великобритании. Сама Великобритания шатается от затеянного выхода и с опаской посматривает на Шотландию, где сепаратистские настроения стали работать в прямо пропорциональной зависимости от брекзита. Китай молча работает по линии максимальной экономической мировой экспансии, но не слышать угроз Вашингтона на этот счет не может. Турция то ли с закулисного одобрения «высшей лиги», то ли без оного влезла в Сирию с новой войной.

При этом все против всех, доверие друг к другу рекордно низкого уровня, союзы возникают ситуативные, нестабильные и… удивительные – взаимопонимание между отдельными игроками в одной точке планеты может быть сопряжено с противостоянием между ними – в другой. Вместо полноценного сотрудничества даже по решению, казалось бы, однозначно стоящих проблем вроде мирового терроризма или наркотрафика – тут какие-то свои мелкие игры и возня: одни считают необходимыми переговоры с какими-то отдельными далеко не однозначными группировками, другие – с другими.

Вот на таком фоне раздается возмущенный возглас Лукашенко: хватит сходить с ума, давайте договариваться, пока до большой беды не докатились! Сам он свою инициативу объяснил как само собой разумеющуюся, попутно раскритиковав за аморфность и ООН, и ОБСЕ, которые «только и заняты тем, чтоб наблюдателей по всему миру на различные выборы командировать». Кому же еще остается думать и заботиться о глобальном мире, если «США и Россия выходом из Договора РСМД вывели процесс разрушения архитектуры контроля над вооружениями на финишную прямую», Вашингтон развязал войны на Востоке и застрял в них, и «не надо говорить, что нет конфликта России и Украины – тут осведомленные люди, и такие заявления никому не нужны».

При всем этом Белоруссия в силу географического положения вынуждена балансировать между Западом и Востоком. «С одной стороны, мы военно-политический союзник России, участник Организации Договора о коллективной безопасности. Ни у одного государства нет такого уровня отношений с Москвой, как у нас. В то же время наша страна заключила международные договоры в области безопасности и мер доверия со всеми соседями, в том числе с государствами – членами НАТО», – заявил Лукашенко.

Понятно, что минская конференция – сама по себе значительная, все-таки еще не достигла того уровня и статуса, чтобы все сказанное на ней как минимум обязательно принималось к сведению. Она пока больше является площадкой политики Минска, стимулятором, позволяющим Александру Лукашенко представлять или ощущать себя активным игроком на мировой политической арене.

Однако по ряду признаков, в том числе упомянутому выше визовому соглашению и визиту белорусского президента в Австрию, а затем и в другие страны, изоляция подошла к завершению. Собственно, с учетом того, что Лукашенко еще недавно сам отказывался от приглашений, с одной стороны демонстрируя обиду на Запад из-за непонимания, а с другой – абсолютную лояльность к Москве, можно предположить и то, что белорусский лидер сознательно отказывался от контактов, не желая быть принимаемым в роли политического аутсайдера. Его нынешние громкие инициативы по переформатированию миропорядка, как метко сказал один из белорусских экспертов, – тот самый «белый конь», на котором Лукашенко попытается въехать в европейскую или даже мировую политику и занять в ней заметное место. Настолько заметное, что удовлетворит его личные политические амбиции. Достаточно немалые, к слову.

Провозглашая «большие идеи», Лукашенко попутно продолжает старую игру выгадывания максимальной выгоды от России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с одной стороны, и ЕС – с другой. С Европой в данном случае просто – на кону прекращение изоляции и упрощенный визовый режим. С ЕАЭС и Россией – сложнее.

Лукашенко недоволен многим. И высокими ценами на энергоносители, и сыгравшим в этом свою роль «налоговым маневром» России. И чрезмерными требованиями Москвы в интеграционных вопросах, и одновременно недостаточной интеграцией в формате ЕАЭС. В Ереване же на недавнем саммите, по не подтвержденным официально данным, Лукашенко и вовсе устроил демарш, о причинах которого собравшиеся могли только догадываться, настолько он оказался спонтанным и неуместным, и вроде даже уехал из Армении чуть раньше запланированного. Такое недовольство всем и вся, как на условиях анонимности иронично отметил осведомленный источник, напоминает принцип восточного базара – требовать верблюда, но в уме быть согласным на козу.

НГ-Дипкурьер. 13.10.2019

Читайте также: