"Нафтогаз" готовит очередной транзитный иск к "Газпрому"
Анастасия Башкатова
«Газпром» настаивает: перед заключением нового контракта с Украиной, надо урегулировать имеющиеся споры, отозвав все иски. «Нафтогаз» в ответ на это решил не останавливаться на достигнутом и предъявить в ноябре новый иск – для взыскания с «Газпрома» более 11 млрд долл. в дополнение почти к 3 млрд долл., которые РФ должна выплатить по решению Стокгольмского арбитража. Как считают некоторые эксперты, по сравнению с началом этого года переговорная позиция «Газпрома» ухудшилась из-за ограничений, наложенных на использование трубопровода OPAL. Если новые требования «Нафтогаза» будут удовлетворены, то долг РФ перед Украиной почти в пять раз превысит невыплаченный Киевом «долг Януковича» перед Россией.
В начале ноября «Нафтогаз» направит «Газпрому» исковые требования на сумму более 11 млрд долл. Это будет компенсация за прекращение транзита. О таких планах сообщил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
Поводом стали заявления, сделанные в пятницу председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером на встрече с главой правительства Дмитрием Медведевым.
«Без сомнения, главный вопрос, который сегодня стоит в повестке дня, – это окончание договора на транзит через территорию Украины», – сообщил Миллер. Час икс наступит 31 декабря 2019 года.
«До украинских партнеров, до европейских партнеров наша позиция доведена: что, без сомнения, до заключения нового контракта необходимо полностью урегулировать все судебные споры. А их достаточно много», – сказал он.
В частности, упоминалось решение Стокгольмского суда, который, как сказал Миллер, «фактически внес дисбаланс в два контракта: контракт на поставку и контракт на транзит через территорию Украины».
По этому решению «Газпром» с учетом обязательств Киева должен выплатить украинской стороне около 2,6 млрд долл. Постепенно размер российского долга, включая проценты, вырос примерно до 2,8 млрд долл.
Ранее «Газпром» с таким решением не согласился и подал заявление в Апелляционный суд в Швеции. Как сообщалось в июньской финансовой отчетности «Газпрома», слушания по делу об оспаривании арбитражного решения о транзите назначены на сентябрь-октябрь 2020 года.
«Конечно же, международная практика знает примеры, когда споры компаний урегулировались в досудебном порядке. И мы предлагаем такой нулевой вариант, который бы полностью прекратил все судебные иски, все иски были бы отозваны и была бы подведена черта под всей этой историей», – сообщил в пятницу Миллер. Он также уточнил, что прежде чем заключать новый транзитный контракт, надо определиться с другим важным вопросом: будет ли Украина покупать для себя российский газ, и если да, то в каких объемах? «Наши поставки будут, конечно, значительно дешевле, чем реверсные поставки из Западной Европы – это практически тот же самый российский газ», – напомнил на встрече с Медведевым Миллер. По его словам, при прямых поставках цена российского газа для конечных потребителей в Украине может быть на 20% ниже текущего уровня. По оценкам же Медведева, надбавка за реверс еще больше – около 25%.
Наконец, Миллер напомнил о стремлении Украины перейти на европейское законодательство (речь идет о Третьем энергетическом пакете) и о том, что эта процедура небыстрая. Если в Украине к 1 января 2020 года не будет создан независимый газотранспортный оператор и независимый регулятор, «единственным путем будет продление действующего контракта в новых, актуализированных к сегодняшнему времени рыночных условиях», считает Миллер.
По его словам, в перечисленных вопросах «шарик находится на украинской стороне». Медведев же посетовал, что «власти в Украине меняются, а проблемы, к сожалению, остаются».
РФ не получала от Украины официальных уведомлений об отказе от исков для того, чтобы закючить новый транзитный контракт, сообщил в воскресенье глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Ждем от них… изучения этого вопроса и оценки нашего предложения», – сказал министр.
Некоторые эксперты обращают внимание на то, что переговорная позиция «Газпрома» ухудшилась по сравнению с началом года. «Еще весной позицию «Газпрома» на рынке можно было охарактеризовать как сильную. Сейчас ситуация несколько изменилась», – говорит доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев. Эксперт ссылается на новые ограничения, наложенные на использование «Газпромом» трубопровода OPAL.
Напомним, в начале сентября Европейский суд юстиции аннулировал решение Еврокомиссии от октября 2016-го, по которому газопровод OPAL (сухопутное продолжение «Северного потока» по территории Германии) был выведен из-под действия Третьего энергопакета и «Газпром» мог полностью использовать его мощности. Инициатором пересмотра решения Еврокомиссии стала Польша.
Как сообщал глава польского концерна PGNiG Петр Возняк, поставки по трубопроводам – отводам OPAL и Nel (тоже продолжение «Северного потока») снизятся с 60 до 43 млрд куб. м в год (см. «НГ» от 10.09.19). «Это меняет переговорную ситуацию для Украины. Ее переговорная позиция улучшится», – уточнил Возняк и, похоже, не ошибся.
Наложенные ограничения автоматически делают «Газпром» зависимым от Украины, и это обстоятельство легло в основу явно завышенных требований Киева, считает Тимофеев.
Кроме того, «Нафтогаз» настаивает на заключении долгосрочного контракта с объемами, которые, как говорит эксперт, «выведут из обращения сразу два российских проекта: «Северный поток–2» и «Турецкий поток»».
По данным Укртрансгаза на 15 октября, в подземных хранилищах находится 21,1 млрд куб. м газа. Как сообщил в Facebook глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, зимой «мы готовы защищать энергетическую независимость нашей страны».
На этом фоне упоминание 20-процентной экономии за счет прямых поставок вместо реверсных – попытка российской стороны предложить в переговорах новый козырь, считает часть экспертов.
Хотя, как полагает главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров, объективно преимуществ больше у РФ: страна обладает экспортируемым сырьем, Евросоюзу нужны эти поставки. И в случае совсем некорректных действий «Нафтогаза» страны-закупщики из ЕС «способны повлиять на украинские настроения», считает эксперт. Новая трехсторонняя встреча по газу (Украина, РФ и Еврокомиссия) запланирована на конец октября.
Эксперты попытались определить, откуда возникла сумма претензий – более 11 млрд долл. «Столь крупная сумма вероятных исковых требований к «Газпрому», очевидно, учитывает недополученную прибыль от транзита российского газа», – пояснил директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов.
По его словам, в среднем «Нафтогаз» зарабатывает на транзите до 2–2,5 млрд долл. в год. «Соответственно, удовлетворение иска позволило бы транзитеру получить оплату за 4,5 - 5,5 лет вперед за услуги, которые он не осуществил по контракту, который не заключал. Что, конечно, выглядит с точки зрения международного права, как совершенный нонсенс», – считает Пахомов.
«Украина установила сумму ущерба исходя из того, что в случае прекращения транзита стране придется содержать неиспользующийся трубопровод. Стоимость обслуживания «мертвой» трубы оценивается примерно в 3,3 млрд долл.», – добавляет Дмитрий Александров.
Между тем двузначные цифры в претензиях «Нафтогаза» всплывают не в первый раз. В отчетности «Газпрома» можно найти всю хронологию событий, когда «Нафтогаз» оценивал необходимую ему компенсацию по транзитному договору то в 3,2 млрд долл., то в 11–16 млрд долл., то почти в 15 млрд долл. Но не все требования «Нафтогаза» были удовлетворены Стокгольмским арбитражем.
«Арбитраж не удовлетворил требования «Нафтогаза Украины» о пересмотре тарифа на транзит газа, признал действующими почти все положения контракта и отказал в применении к нему украинского и европейского антимонопольного законодательства… Арбитраж удовлетворил требования «Нафтогаза Украины» на 4 673 млн долл. в связи с подачей газа для его транзита европейским потребителям в объеме меньшем, чем предусмотрено контрактом», – напоминает в отчетности «Газпром». Из этой суммы потом вычиталась задолженность Украины перед «Газпромом» за оплату прямых поставок газа.
В итоге размер компенсации, которую хочет получить Киев, остается примерно тем же, но меняются поводы, почему и за что Киев ее требует.
Если новые претензии «Нафтогаза» будут удовлетворены, долг РФ перед Украиной почти в пять раз превысит невыплаченный Киевом «долг Януковича» перед РФ, составляющий около 3 млрд долл. Дело об этом долге рассматривается в Верховном суде в Лондоне, сейчас – этап взаимных апелляций.
Независимая газета. 20.10.2019