Киев готов жить без российского газа
Татьяна Ивженко
Украина готовит новый иск к «Газпрому». Об этом сообщил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Так он отреагировал на закончившийся без результата четвертый раунд переговоров (Украина–ЕС–Россия) о транзите российского газа по украинской территории.
Через два месяца истечет срок действия 10-летнего контракта на транзит, заключенного в 2009 году. Второй подписанный в то же время контракт – на прямые поставки российского газа в Украину – не выполняется с ноября 2015 года. С тех пор «Нафтогаз» и «Газпром» судились в Стокгольмском арбитражном суде. Российская сторона доказывала, что Украина в предыдущие годы отказалась получать оговоренные в контракте объемы газа и не платила за них вопреки обязательствам. Киев пытался оспорить обязательность законтрактованных объемов, цену поставок, отдельно – условия транзита.
В декабре 2017 года «Нафтогаз» заявил, что выиграл арбитраж по поставкам газа, добившись уменьшения обязательных объемов. В феврале того же года украинская компания сообщила, что арбитраж удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому» по иску на транзит газа. По результатам двух судебных решений, как подсчитала украинская сторона, «Газпром» должен был выплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. плюс пеня, в сумме – 2,8 млрд долл.
К настоящему моменту «Нафтогаз» подал иски в суды ряда стран, чтобы взыскать указанную сумму путем конфискации активов «Газпрома». В то же время в Стокгольмском арбитраже с 9 октября начались слушания по апелляции на решение 2017 года. Российская сторона ранее предложила Украине так называемый нулевой вариант, предполагающий отказ от всех судебных тяжб и претензий ради заключения новых контрактов. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, по сообщению российских информагентств, заявил в ходе встречи с премьер-министром Дмитрием Медведевым: «Украинским партнерам, европейским партнерам наша позиция доказана: несомненно, к заключению нового контракта необходимо полностью урегулировать все судебные споры». По его словам, прежние судебные решения «внесли дисбаланс» в отношения между «Нафтогазом» и «Газпромом».
Начавшиеся весной с.г. трехсторонние переговоры о транзите российского газа по украинской территории (и, возможно, о возобновлении прямых поставок российского газа в Украину) теоретически должны были привести к заключению нового контракта. Но решения до сих пор нет. Замглавы Еврокомиссии Мирош Шефчович, представлявший европейскую сторону на переговорах, которые состоялись в понедельник в Брюсселе, заявил: «Я разочарован сегодняшним результатом, говорю это открыто. Я подготовил встречу так, что при наличии политической воли мог бы быть позитивный прогресс».
МИД Украины на своей странице в соцсети сообщил, что у Киева и ЕС – единая позиция: «Новый контракт должен быть долгосрочным и на значительный объем. Он должен быть заключен с новым оператором украинской газотранспортной системы (ГТС), который с 1 января 2020 года будет выведен из группы «Нафтогаз» (процесс анбандлинга). Отношения между оператором ГТС Украины и «Газпромом» должны отвечать требованиям европейского энергетического законодательства, которые Украина внедряет как член Энергетического сообщества».
Источники в Киеве сообщают, что предлагалось заключить контракт на 10 лет, в котором российская сторона обязалась бы транспортировать по территории Украины 60 млрд куб. м газа в год с возможностью увеличения объема еще на 30 млрд куб. м в год. Но осталось много вопросов, на которые нет публичного ответа, – о тарифах, о точке продажи газа европейским компаниям (на входе в Украину или на западной границе страны), о подписании нового контракта не с «Нафтогазом», как прежде, а с компанией – оператором ГТС.
Ранее предполагалось, что в состав этой компании войдут европейские структуры. Некоторые политические силы в Украине выступили против такого решения, поскольку считают, что ГТС окажется в руках иностранцев. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, комментируя состоявшиеся в Брюсселе переговоры, призвал Верховную раду поторопиться с решением вопросов об управлении ГТС. Он отметил, что в бельгийской столице отдельно состоялись российско-европейские переговоры, на которых украинская делегация не присутствовала. «Как мне сообщили источники из Еврокомиссии, среди аргументов «Газпрома» был один интересный тезис: «Наш проект (то есть "Северный поток–2") – не только чисто коммерческий, но и вполне проевропейский, потому что в нем есть европейские компании-партнеры. Мы готовы делиться доходами от транспортировки газа с вами». Коболев отметил, что украинской стороне нужно как можно скорее привлечь европейских партнеров к работе в качестве оператора ГТС: «Мы не можем проиграть конкурентную борьбу за европейских партнеров с «Газпромом».
Ранее министр энергетики РФ Александр Новак допустил, что пока решаются все вопросы, можно было бы «продлить договор по транзиту газа, который действует на сегодняшний день, на 2020 год». Он призвал к пакетному решению, которое включало бы «вопросы, касающиеся урегулирования судебных споров, которые на сегодняшний день являются важной составляющей взаимоотношений между «Газпромом» и украинскими партнерами. Это важный момент, чтобы с 2020 года реализация взаимоотношений была без тех споров, которые сегодня находятся в суде».
Но украинская сторона, вернувшись из Брюсселя, сообщила, что официальных предложений об урегулировании судебных споров не поступало. «Мы попросили прислать нам официальную копию на бумаге, чтобы мы не полагались на публикации в российских СМИ… Говорить о каких-либо «пакетных решениях всех проблем», включая вопросы погашения долга «Газпрома» (по решению Стокгольмского арбитража), до этого невозможно», – сказано в сообщении «Нафтогаза». Министр энергетики Украины Алексей Оржель в ходе пресс-конференции отметил, что вопрос о вынесенных ранее судебных вердиктах – «это будет отдельный разговор. Мы стоим на позиции защиты интересов Украины. Это не может быть односторонняя отмена решений арбитражей. В ближайшее время мы проведем консультации, которые приведут к определенным результатам».
В то же время исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил в соцсети, что компания начала готовить новый иск к «Газпрому». Вероятно, речь идет о тех претензиях, которые Витренко озвучивал раньше, – 11 млрд долл. в виде компенсации за потерю транзита. Украинская сторона считает вполне вероятным сценарием прекращение транспортировки газа по своей территории с 1 января 2020 года. Юрий Витренко в интервью «24 каналу» пояснил, из чего исходят в Киеве: «Если государство прибегает к военной агрессии, то оно будет готово прибегать и к экономической агрессии. Мы не должны быть наивными и думать, что Россия заинтересована в том, чтобы просто зарабатывать деньги, поддерживая и свою компанию, и давать зарабатывать Украине. Нам наивно было бы ожидать продолжения транзита газа через Украину».
Если контракт не будет подписан, то, по словам Витренко, ГТС будет использоваться иначе: «Есть новые технологии, например водород, используемый как механизм энергосбережения. Водород может быть той субстанцией, которая поможет сохранять для дальнейшего использования энергию, которая генерируется из возобновляемых источников – ветра или солнца, или энергию, которая генерируется на АЭС». Вторым вариантом использования газопроводов, по его словам, может стать создание газового моста между странами ЕС, «чтобы можно было, например, транспортировать газ из Румынии, где есть профицит, в такие страны, как Словакия, Польша или Молдова. Вопрос транспортировки газа в Молдову, кстати, будет актуальным и этой зимой, поскольку Молдова тоже останется без российского газа, если не будет транзита. Все эти возможности изучаются, использование их не является простым, но перспектива есть».
Что касается обеспечения газом самой Украины, то, по сообщению «Укртрансгаза», к началу отопительного сезона в подземных газовых хранилищах накоплен рекордный за последние 10 лет объем запасов: около 22 млрд куб. м (примерно 70% объема хранилищ). «Такие запасы гарантируют стабильное прохождение отопительного сезона», – заявили в «Нафтогазе».
Директор экономических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал изданию «Сегодня»: «Честно говоря, я бы на месте правительства не расслаблялся… Хотя и запасы газа серьезные, и в принципе осень достаточно теплая, но неизвестно, какой будет зима… В случае прерывания транзита газа «Газпромом» и нового витка газовой войны с 1 января 2020 года – проблемы могут возникнуть в феврале-марте достаточно серьезные». По словам эксперта, украинской стороне предстоит еще многое сделать для начала работы оператора ГТС: «А пока реформа затягивается, «Газпром» будет подталкивать Киев к тому, чтобы продлить действующий, невыгодный Украине транзитный контракт».
Следующий раунд трехсторонних переговоров в Брюсселе запланирован на вторую половину ноября.
Независимая газета. 29.10.2019