Иностранные капиталы возвращаются в РФ
Ольга Соловьева
Во всем мире сокращаются потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ). А в России наблюдается обратная ситуация. По итогам первого полугодия приток в РФ ПИИ увеличился, а отток отечественных капиталов в зарубежные страны затормозился. Такие данные представлены в отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Увеличение иностранных инвестиций в РФ наблюдается после их резкого падения в прошлые годы. Независимые эксперты отмечают, что никаких качественных изменений для привлечения реальных вложений в нашей стране не произошло. По итогам первого полугодия 2019 года потоки прямых иностранных инвестиций во всем мире упали на 20% относительно того же периода прошлого года – до 572 млрд долл., сообщают аналитики ОЭСР.
При этом в первом квартале снижение составило 5% – до 361 млрд долл., во втором – 42% – до 210 млрд. В организации снижение связывают с сокращением инвестиций в экономики Нидерландов, США и Великобритании, а также оттоком капиталов из Бельгии и Ирландии.
Эксперты ОЭСР отмечают: приток ПИИ из КНР в Штаты упал с пикового значения в 16 млрд долл. во втором полугодии 2016 года до менее 1,2 млрд долл. Аналитики связывают такое падение с тенденцией китайских компаний сокращать инвестиции и выходить из активов. «Это, вероятно, отражает неопределенность в торговле и будущих экономических отношениях между двумя государствами», – полагают в организации.
Что примечательно, если в странах ОЭСР приток инвестиций по итогам шести месяцев этого года рухнул сразу на целых 43%, то в странах «большой двадцатки» – всего на 8%. Как подчеркивается, основная «поддержка» была оказана со стороны стран «двадцатки», не входящих в ОЭСР. Так, среди них приток ПИИ увеличился более чем на 20%, в том числе и благодаря вложениям в РФ, подчеркивают исследователи.
В частности, как следует из данных ОЭСР, по итогам шести месяцев 2019 года Россия привлекла иностранных капиталов на сумму в 16,4 млрд долл. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года приток ПИИ составил 14,5 млрд долл.
Кроме того, резко сократился вывоз российских капиталов за границу. По итогам первого полугодия ПИИ из РФ составили 14,2 млрд долл., тогда как годом ранее – 22,5 млрд, следует из данных ОЭСР.
Ранее о схожих тенденциях сообщали и в Центробанке (ЦБ). В начале октября в ведомстве Эльвиры Набиуллиной отмечали пятикратное увеличение прямых иностранных инвестиций в страну. Так, по итогам девяти месяцев этого года ПИИ в российские компании увеличились до 21,8 млрд долл. с 4,4 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.
Подобный рост выглядит удивительно, если вспомнить, с каким обвалом ранее снижались ПИИ в страну. Так, тот же ЦБ сообщал, что по итогам 2018 года приток иностранных вложений снизился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом и составил 8,8 млрд долл. против 28,6 млрд долл. Это оказалось минимальным значением притока ПИИ в РФ за последние 10 лет, констатировали в регуляторе. В результате чистый отток ПИИ (приток ПИИ в РФ за вычетом ПИИ за границу) в 2018 году составил 23,1 млрд долл. против оттока в 8,2 млрд долл. за 2017 год, следовало из данных ЦБ.
В ведомстве Набиуллиной такое падение объясняли в том числе и изменением структуры прямых инвестиций. «Произошло значительное сокращение доли вложений в долговые инструменты и снижение доли участия в капитале, тогда как доля реинвестированных доходов сохранилась на уровне предыдущих лет», – перечисляли в регуляторе. По мнению специалистов ЦБ, такая тенденция могла служить подтверждением тому, что все меньше выведенных в офшоры средств возвращается в страну.
Совокупно с начала 2014 года по 1 апреля 2019 года общий объем ПИИ в РФ сократился на 8,2% – с 471,4 до 432,6 млрд долл., сообщали ранее в ЦБ.
Если исключить из структуры ПИИ реинвестирование доходов, то есть оставить только чистые, «настоящие» инвестиции, то показатель у РФ оказывается еще хуже, признавали ранее экономисты из Института международных финансов (IIF). По их оценкам, Россия за четыре года (с 2015 по 2018-й) привлекла меньше всего «настоящих» ПИИ среди 23 основных развивающихся рынков. По их подсчетам, прямые инвестиции в РФ за указанный период – без учета реинвестированных доходов – составили всего 0,2% ВВП.
В IIF подчеркивали, что исключили реинвестирование, так как не считают этот процесс в полной мере инвестицией. «Реинвестиции – это не поток капитала, и в некоторых случаях они могут отражать ограничения на репатриацию прибылей (из страны инвестирования в страну инвестора)», – объясняли экономисты.
В результате показатель РФ оказался даже хуже таких стран, как Нигерия (0,3% ВВП) и Венесуэла (0,5% ВВП). «Для России ключевой вопрос – это санкции, хотя другими факторами также являются плохой инвестиционный климат в восприятии инвесторов и низкий потенциал роста», – объясняли в IIF.
Отметим, резкий обвал вложений в РФ наблюдался на фоне угрозы дальнейшего ужесточения санкционного режима и громких арестов бизнесменов («дело Калви»). Многие эксперты ранее не видели оснований для внезапного роста инвестиций в РФ (см. «НГ» от 04.06.19).
Отечественные чиновники проблем с оттоком инвестиций не находят. Денег в казне и резервах после поднятия налогов, пенсионного возраста и в результате высоких цен на энергоносители много. Россия нуждается в новых технологиях и управленческих решениях, а не в инвестициях иностранных партнеров, говорил ранее министр экономического развития Максим Орешкин (см. «НГ» от 21.10.19). При этом власти почему-то не учитывают, что для привлечения технологий также нужны справедливые суды, прогнозируемая среда и благоприятный инвестклимат.
Текущий всплеск инвестиций эксперты «НГ» связывают с возможным переделом сфер влияния и интересов крупнейших мировых инвесторов на фоне торгового конфликта США с Китаем.
Кроме того, в России сейчас довольно нейтральная геополитическая обстановка, нет явных конфликтов внутри и извне, а к тени санкций все давно привыкли и смирились с их наличием, отмечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Отсутствие всплесков в политических противостояниях дает глобальным инвесторам сигнал об относительно безопасности инвестиций», – продолжает она, подчеркивая, что пока приток денег довольно осторожный. «Пока эти финансы размещаются там, где риски снижены, – в облигации федерального займа, например», – говорит аналитик.
Еще одна причина роста ПИИ – низкая база 2018 года. «Тогда падение было связано с санкционными рисками, которые в 2019 году стали менее актуальны», – объясняет старший инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин. С его выводами согласен и эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
«Приток ПИИ в развивающиеся страны обеспечен скорее реинвестированием прибылей иностранных компаний, а не реализацией планов компаний по открытию новых совместных предприятий и филиалов. В основном это произошло из-за перенаправления потока инвестиций из развивающихся стран Европы, таких как Германия, Франция и Нидерланды», – считает аналитик компании «Иволга Капитал» Илья Григорьев.
При этом качественных изменений, направленных на привлечение потока иностранных инвестиций в страну, пока не произошло, напоминают эксперты. «В России иностранцам по-прежнему непросто вести бизнес из-за колоссальных размеров бюрократической машины и множества непрозрачных процессов», – говорит Бодрова. «К сожалению, никаких кардинальных изменений в лучшую сторону не произошло, и в Россию пришли исключительно горячие деньги, которые могут уйти в любой момент. Уголовное дело против Майкла Калви и его партнеров также не прибавляет иностранным инвесторам оптимизма. Крупные иностранные деньги все еще не видят правовых гарантий защиты своих интересов и своего бизнеса», – соглашается Максим Ковязин.
Независимая газета. 29.10.2019