«Это не рычаги давления»… Минск ищет альтернативу российской нефти
Александр Шустов
Из-за налогового маневра в нефтяной отрасли РФ Белоруссия вынуждена искать источники нефти за ее пределами, заявил 26 сентября на встрече с представителями украинских СМИ президент республики Александр Лукашенко. Истины ради напомним, что идея эта выдвигается им не в первый раз, однако на практике она пока оказалась финансово несостоятельной.
Главная причина недовольства белорусского президента – налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ (перенос налогообложения с экспорта на добычу нефти), по завершении которого белорусские НПЗ будут вынуждены закупать нефть по мировым ценам. Признавая зависимость своей страны от России в плане поставок углеводородов, А.Лукашенко настаивает на том, что в рамках единого экономического пространства были бы справедливыми беспошлинные поставки российской нефти. В таком случае Минск спокойно оставлял бы себе разницу между закупкой нефти по внутрироссийским ценам и пошлинами, которыми облагается экспорт белорусских нефтепродуктов.
26 сентября председатель концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в ходе международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» оценил потери белорусской экономики от налогового маневра в РФ с начала года в 240 млн долл. Размер этих потерь, как и параметры налогового маневра, во многом зависят от текущей конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Отчасти эти потери будут компенсированы в результате завершающейся модернизации белорусских НПЗ, которые в результате смогут производить нефтепродукты более глубокой переработки. Но полностью компенсировать выпадающие доходы новая техника не сможет.
При этом в зависимости от того, к какой аудитории обращается А.Лукашенко, он то устраивает скандалы по поводу налогового маневра, то не видит в последнем катастрофы, заявляя, что нефть по мировым ценам можно приобрети отнюдь не только у России, но и, например, у США, Ирана, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов. В настоящее время, по его словам, прорабатываются три варианта поставок. Первый из них связан с Украиной и заключается в импорте нефти по нефтепроводу Одесса–Броды или же через Одессу железнодорожным транспортом. Но этот маршрут, по признанию А.Лукашенко, дороже. Вторым является польский маршрут, который идет через Гданьск. Задействовать для этой цели планируется нефтепровод «Дружба», который до сих пор использовался для транзита нефти из России в страны Евросоюза.
Схема нефтепровода «Дружба» на территории Белоруссии и Польши
Правда, нефтепровод «Дружба» для реверсных поставок еще предстоит модернизировать. «Что удивительно, самым выгодным оказался маршрут поставок из Гданьска – через Польшу в Беларусь, – отметил белорусский лидер. – Перемычку сделаем, на два завода будем сразу поставлять. Из четырех ниток нефтепровода «Дружба» мы заберем сначала две. И реверсом будем качать. Не из России нефть пойдет, а оттуда (через Польшу) к нам. Но это не рычаги давления. Это поиск альтернативы…» Третьим вариантом получения Белоруссией зарубежной нефти является использование портов прибалтийских государств – Латвии или Литвы.
Как реверсные поставки по «Дружбе» отразятся на экспорте российской нефти в Европу, за прокачку которой РБ получает от «Транснефти» сотни миллионов долларов, не поясняется. За 2018 г. через республику на Запад, по данным «Транснефти», было поставлено 48,9 млн тонн, а по данным «Гомельтранснефть Дружбы» даже больше – 58,8 млн т. Доходы белорусской компании от транзита российской нефти, таким образом, могли составить от 780,4 до 938,5 млн долл. Логично предположить, что если из четырех веток «Дружбы» две будут задействованы для реверсных поставок нефти через Гданьск, то и прокачка российской нефти упадет. На деле, однако, «Дружба» загружена российской нефтью примерно на 70%, и задействовать реверсные поставки можно будет без ущерба для экспорта российской нефти.
Белорусские СМИ, рассматривая возможность закупки зарубежной (не российской) нефти, не скрывают, что, вопреки утверждению главы государства, эта мера является инструментом давления на Россию, и использована она будет в том случае, если цены на ее нефть к 2024 г. – окончанию налогового маневра – действительно сравняются с мировыми. Особый акцент при этом делается на возможность приобретения нефти у главного геополитического противника России – США, которые воспользовались историей с загрязнением российской нефти для наращивания поставок в Европу. «И хотя маловероятно, что Минск сможет покупать большие объемы американской нефти (возможно, на начальном этапе ограничится лишь тестовой поставкой), – пишет «Белорусский партизан», – сам факт торговли стратегическим товаром с противником России – серьезный вызов Москве в контексте проблем в торге за более льготные условия импорта российских энергоресурсов».
Другое белорусское издание news.tut.by подчеркивает, что в августе Белорусская нефтяная компания наняла за 60 тыс. долл. американского лоббиста Дэвида Генкарелли, который должен помочь ей получить разрешение на закупку американской сырой нефти. Мешают этим закупкам введенные Вашингтоном против Минска по итогам президентских выборов 2007 г. санкции. В октябре 2015 г. санкции были временно приостановлены, и с тех пор этот мораторий регулярно возобновляется. Говоря об экспансии американской нефти на европейский рынок, издание отмечает, что летом ее закупили даже такие старые российские клиенты, как Хорватия, Греция, Польша и Украина. Проблема, однако, в том, что объем поставок американской нефти в Европу составил 2,5 млн тонн, тогда как только Белоруссии надо раз в десять больше.
Похожая ситуация складывается с закупкой американской нефти Украиной. В начале июля в Одессу прибыл первый танкер с 75 тыс. тонн нефти из США, что расценивалось белорусскими СМИ как «фрагмент совершенно новой картины масштабного вторжения американской нефти на европейский рынок». Но объем этой партии – капля в море по сравнению с тем, что необходимо Украине для внутреннего потребления. А продавать нефть со скидкой и дотировать украинскую экономику, как это почти три десятилетия в отношении Белоруссии делает Россия, американцы не будут. Вся их нефть – частная, и в благотворительности при торговле ею американские корпорации не замечены. Что же касается увеличения поставок американской нефти в Европу летом этого года, то вызван он был чисто конъюнктурными факторами, связанными с неожиданным загрязнением хлоридами российской нефти.
Столь же маловероятными выглядят и другие варианты поставок из стран дальнего зарубежья. На рубеже нулевых и десятых годов Минск пытался закупить нефть в Венесуэле. С мая 2010 по июнь 2012 г. объем закупок составил 3,4 млн тонн, за которые, по оценкам forbes.ru, пришлось переплатить 1,13 млрд долл. Понятно, что желания повторить подобный эксперимент у Минска больше не возникало. Несостоятельными в финансово-экономическом плане оказались и попытки найти альтернативную нефть где-нибудь поближе. С августа 2016 по июнь 2017 г. РБ закупила в Казахстане 108,6 тыс. тонн нефти, которая доставлялась транзитом через территорию России. Но поскольку закупки были не столь масштабными, как у Венесуэлы, переплата составила всего 4,8 млн долл.
Минском актуализируется и схема поставок через Украину. 4 октября разговор на эту тему состоялся с президентом этой страны Владимиром Зеленским. «Мы не скрываем. Мы и нефтепродукты обсудили, и переработку нефти, альтернативные пути поставки нефти…» – сообщил после встречи лидер Белоруссии.
Как отмечают эксперты, Минск в принципе может закупить нефть на мировом рынке где угодно. Но цена будет рыночной, и размер прибыли от ее переработки будет еще меньше.
Противоречия между Москвой и Минском по поводу налогового маневра носят отнюдь не только и даже не столько экономический характер. Не случайно с конца минувшего года ребром поставлен вопрос о дальнейшей интеграции наших двух стран в рамках Союзного государства, которая рассматривается российскими властями как условие снятия обострившихся в последние годы проблем в экономических отношениях, включая нефтегазовый сектор.
России, дотирующей Белоруссию с момента распада СССР, откровенно надоело давать деньги на поддержку союзника и взамен получать белорусскую «многовекторность», включающую непризнание Крыма, Абхазии и Южной Осетии, отказ от размещения российской военной базы, поддержку украинского националистического режима путем поставки топлива, грузовиков, запчастей и т.п. От дотирования Белоруссии РФ не отказывается, но предлагает сделать эту систему прозрачной, и перечислять деньги напрямую в белорусский бюджет в виде трансфера. Минск же такая схема не устраивает, так как с Москвой в таком случае не поспоришь, что грозит усилением зависимости от нее. Именно этим объясняются настойчивые призывы Минска к созданию в ЕАЭС общих рынков нефти и газа.
А пока таких рынков нет, там, очевидно, считают приемлемым и плохо скрытый шантаж.
Ритм Евразии. 08.10.2019