«Для танго нужны двое»: Почему ЕС не готов к уступкам Беларуси
Минск и Брюссель в очередной раз «согласились не согласиться» в оценках перспектив взаимного сближения. По мнению президента Беларуси Александра Лукашенко, ссылающегося на секретный доклад ЕС, республика могла бы без каких-либо дополнительных преобразований интегрироваться в Евросоюз. В Европе, однако, подобное мнение не разделяют, в очередной раз заводя речь о проблемах с правами человека, применением смертной казни и демократичностью выборов. При этом чиновники Брюсселя продолжают заверять Минск в стремлении к улучшению отношений. О том, почему ЕС не готов идти ради этого на уступки, читайте в материале доктора политических наук Натальи Ереминой.
Основные аспекты диалога
Отношения Беларуси и ЕС развиваются с 1995 г., когда стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью. Однако ратификация его странами-членами ЕС до сих пор не завершена. В настоящее время взаимодействие сторон на постоянной основе осуществляются преимущественно в рамках Восточного партнерства. Однако дополнительным фактором взаимодействия стали переговоры в Минске по вопросу урегулирования украинского кризиса.
Кроме того, судя по заявлениям белорусского президента, ЕС рассматривает дополнительные варианты сотрудничества. Так, было сказано о некоем закрытом докладе ЕС, в котором анализировалась возможность включения Беларуси в состав ЕС. При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что эта идея никогда не ставилась и не анализировалась белорусской стороной и даже воспринимается несколько иронично, ведь очевидно, что белорусские товары не ждут в ЕС. Экономические связи Беларуси с Россией оцениваются президентом Беларуси как важнейшие и необходимые для стабильного развития обоих государств.
Товарооборот между странами и регионами стабильно растет, а российский рынок остается приоритетным для Беларуси. Интересно, что Лукашенко даже сказал: «Россия – это и наша Россия. Россия – это больше, чем страна, для Беларуси – тем более. Это идеология, и ее из меня не выбить». К тому же, белорусский президент отчетливо заявил, что участие в ЕАЭС – основной вектор в политике страны, невзирая на все сложности переговорного процесса. Поэтому российский фактор в отношениях между Беларусью и ЕС остается превалирующим.
Ожидания ЕС от Беларуси
Сотрудничество Евросоюза с Беларусью осложнено неготовностью самого Брюсселя выстраивать равноправное партнерство со странами постсоветского пространства. ЕС придерживается ранее выработанной позиции по отношению к Беларуси, лишь отчасти корректируя ее по причине разнообразных обстоятельств, чтобы показать свою заинтересованность в том или ином развитии событий.
Очень важно, что ЕС во взаимодействии с Беларусью выстраивает диалог не столько на экономических программах, сколько на проектах гуманитарного плана, ориентированных на актуализацию прав человека, молодежь, образование и тому подобное.
ЕС критикует руководство Беларуси за жесткие действия против оппозиции и даже вводит санкции на этом основании, но при этом заявляет о готовности оказать содействие в «демократизации» Беларуси через инструменты поддержки гражданского общества.
Так, ЕС, например, приветствовал формирование диалога ЕС-Беларусь по правам человека, сняв в ответ большинство ограничений и предложив пакет экономических и других мер, связанных с сотрудничеством (взаимодействие с международными финансовыми институтами, активизация подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), снятие квот на экспорт текстиля).
Более того, ЕС прямо требует у белорусской стороны соблюдения обязательств по правам человека, универсальным свободам, трудовым правам и т.д., называя их фундаментальным фактором при формировании политики ЕС в отношении Беларуси.
Однако после 2014 г. и событий вокруг украинского кризиса ЕС увидел в Беларуси возможного стабильного партнера на постсоветском пространстве. Поэтому за последнее время диалог между сторонами серьезно активизировался. Важными инструментами влияния Брюсселя на Минск остаются переговоры об упрощении визового режима и партнерства в сфере мобильности.
Одним из институтов демократизации и влияния ЕС на повестку прав человека в Беларуси стала Координационная группа ЕС-Беларусь, созданная в 2016 г. Она регулирует взаимодействие сторон. Последняя встреча прошла в апреле 2019 г. В рамках этих встреч постоянно обсуждают вопрос о моратории на смертную казнь, о борьбе против жестокого обращения, о свободе собраний, СМИ и тому подобное.
При этом у ЕС есть и финансовые инструменты влияния – многолетние программы экономического сотрудничества в рамках Восточного партнерства. Также существуют конкретные программы экономической поддержки, например, программа содействия развитию частного сектора. Помимо этого, дважды в год проводится диалог между сторонами по вопросам торговли и таможенной деятельности.
Пожалуй, единственным серьезным требованием ЕС в отношении Беларуси, которое связано с экономикой, является требование ядерной безопасности, так как атомная электростанция (г. Островец) строится близко к его границам. В этом отношении ЕС призывает Беларусь сотрудничать с международными институтами.
Таким образом, для ЕС сейчас важнее требовать внедрения технических регламентов ЕС и решать вопросы прав человека.
Ожидания Беларуси от ЕС
Беларусь периодически высказывает необходимость снять все существующие ограничения ЕС в отношении республики и придерживаться равноправных партнерских отношений в диалоге, развивая многообразные программы, не сконцентрированные исключительно на гуманитарном измерении.
Минск призывает Брюссель уважать интересы партнеров, суверенитет Беларуси и ее внешнеполитическую стратегию. Не менее важным является признание интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства. Более того, президент Беларуси, как и российский президент, говорит о необходимости развивать сопряжение ЕС и ЕАЭС.
В целом Минск оценивает сотрудничество с ЕС как необходимое (ЕС – второй важный торговый партнер для страны), назвав приоритетным взаимодействие страны с государствами Балтийского региона.
Таким образом, в Беларуси понимают, что взаимодействие с ЕС должно выстраиваться на прагматичной и преимущественно экономической платформе, а не вокруг гуманитарной повестки.
Минск не видит альтернативу экономическим связям с Россией и странами ЕАЭС в лице ЕС. Однако сам ЕС уже не сможет пересмотреть свой непрагматичный подход в отношении Беларуси, и, очевидно, продолжит выстраивать имидж защитника прав человека на постсоветском пространстве в целом и в Беларуси в частности. Экономические программы здесь выступают вспомогательным инструментом, используемым для того, чтобы направить движение страны в необходимом для Брюсселя направлении.
Евразия.Эксперт. 27.10.2019