2020 год может оказаться хуже нынешнего
Михаил Сергеев
Ступор российской экономики вызывает все большее беспокойство среди специалистов. За последний год темпы роста ВВП в нашей стране снизились с 2% до 0,7%. Среди причин замедления: сокращение государственных вложений, низкий внутренний спрос и падение частных инвестиций. В ближайшее время к этому добавится и фактор замедления мировой экономики. Чтобы следующий год не оказался еще хуже нынешнего экономисты предлагают ослабить бюджетную удавку. Для выхода из стагнации нужны изменения бюджетно-налоговой политики для поддержки спроса и стимулирования экспорта – заявили в понедельник эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Ранее с подобным призывом выступали и руководители Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Экономический рост в РФ замедлился до 0,7% в первом полугодии 2019 года против 2% в первом полугодии 2018 года, отмечается в новом выпуске комментариев Центра развития ВШЭ. При этом авторы исследования – Валерий Миронов и Алексей Кузнецов – ставят под сомнение ключевую догму нынешнего руководства ЦБ и Минфина о том, что российская экономика работает на пределе своих возможностей при полной загрузке мощностей. «Замедление роста ВВП носит не только структурный, но и конъюнктурный характер. Об этом говорит тот факт, что уровень использования производственных мощностей в экономике (особенно в целом ряде обрабатывающих производств), по данным государственной статистики, далек от предельного», – отмечается в обзоре. Иначе говоря, экономика могла бы лучше работать и больше производить, если бы не искусственные ограничения со стороны властей.
«Кроме того, фактор недостаточности внутреннего спроса, по данным опросов Росстата, находится на одном из первых мест среди ограничителей экономического роста, что неудивительно, учитывая стагнацию реальных доходов населения, замедление прироста инвестиций и снижение вклада конечного спроса со стороны государства в прирост ВВП в начале 2019 года практически до нуля», – описывают часть причин стагнации Миронов и Кузнецов.
Для выхода из стагнации нужны более активные меры бюджетно-налоговой политики для поддержки спроса и экспортно ориентированных отраслей, делают вывод эксперты ВШЭ. «При этом важна нацеленность мер бюджетной поддержки экономики на те сектора, развитие (или даже создание заново) которых может поддержать экспортную экспансию российских производителей, позволяющую преодолеть ограничения со стороны внутреннего спроса», – советуют ученые из Центра развития. «Такого рода сектора, как правило, есть и в обрабатывающей промышленности, и в сфере услуг, которая в современных условиях играет не менее значительную роль в формировании глобальных цепочек добавленной стоимости, чем сектора сферы материального производства», – рассказывают эксперты ВШЭ.
Ранее к смене бюджетной политики призывал ради преодоления стагнации призывал и академик-экономист Абел Аганбегян. Чтобы вернуться к экономическому росту, государству нужно начать налоговое стимулирование инвестиций, снизить стоимость кредита и отказаться от избыточного профицита бюджета, предложил в своей новой работе академик (см. «НГ» от 26.06.19).
Российский ВВП в постоянных ценах с исключением сезонного фактора. Источник: Центр развития ВШЭ
«Прирост ВВП на 0,7% – это признание фиаско нынешней экономической политики. В основе стагнации были антироссийские санкции: государство лишилось доступов к иностранным кредитам и инвестициям, компании серьезно сократили возможности своего иностранного фондирования. Кроме того, экономика лишилась драйвера развития растущего или устойчивого внутреннего спроса. Универсальными решениями экономических проблем стали рост доли государства в экономике, рост налогов для целей наполнения социально ориентированного бюджета и накопление резервов на черный день. Российская экономическая модель в итоге стала централизованной и мобилизационной. Однако самой мобилизации не произошло. Объявленные полтора года назад нацпроекты, видимо, были призваны послужить стимулом к мобилизации. Но по факту до сих пор этим стимулом не стали. Как майские указы 2012 года были выполнены наполовину, так и нацпроекты 2018–2024 годов рискуют получить ту же меру выполнения», – комментирует гендиректор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. «Самая сбалансированная среди стран G20 экономическая система оказалась нежизнеспособной», – признает эксперт. Решить проблему экономического роста, по его словам, несложно. Для этого нужно возвращаться к приватизации. Именно приватизация – едва ли не единственное в нашей ситуации действенное средство. Нужно быстрое и серьезное усиление частной предпринимательской инициативы (особенно в крупном бизнесе), иначе и налоговые послабления, и программы стимулирования внутреннего спроса просто погрязнут в сложившейся бюрократической среде», – предупреждает Андрей Хохрин.
«Основным лейтмотивом госполитики является тезис «стабильность превыше роста». Отражением такого вектора госполитики, в частности в бюджетной и фискальной плоскости, стали подавленные темпы роста российской экономики, в то время как запас ее прочности значительно повысился», – признает главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович.
«В РФ уже фактически более десятилетия наблюдается стагнация. Темпы прироста ВВП за 2009–2018 годы в среднем составили всего 1%, что примерно в два с половиной раза меньше, чем в среднем рост мировой экономики. Ключевые причины – резкий спад потребления и инвестиций. В первом случае катализатором послужило падение реальных доходов населения, сопровождаемое ростом обязательных платежей, во втором случае – рост налогового бремени на экономику и резкое ухудшение инвестклимата. Политика властей начиная с 2014 года, к сожалению, сводится лишь к бюджетной консолидации и накоплению резервов, в то время как у цели экономического роста значительно меньший приоритет», – отмечает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Без фискального стимулирования в нынешних условиях российская экономика не выйдет на темпы роста выше 2%. Причем эти фискальные стимулы должны выражаться не в субсидиях и социальных расходах, а в снижении налогового бремени на экономику, которая активно росла все последние годы», – советует эксперт.
«Государство должно пойти на смягчение бюджетных условий и транслировать свою поддержку потребительскому спросу через социальную сферу экономики. В противном случае рассчитывать на активизацию экономического роста при «задавленном» драйвере потребительского спроса весьма сложно», – предупреждает Антон Покатович.
«Политика накопления резервов – это очевидная макроэкономическая антикризисная мера, носящая скрытый антиинвестиционный характер. Резервы в сегодняшних условиях – это ожидание ухудшения ситуации в будущем. Сложно назвать текущую бюджетно-налоговую политику как ориентированную на рост. Скорее она направлена на поддержание сложившегося состояния экономики хотя бы на текущем уровне. Консервативная политика создания резервов по своей сути противоречит более рискованной политике ускорения, драйверами которой являются рост инвестиций и снижение налогового бремени», – комментирует завкафедрой Российского экономического университета Любовь Чайковская. Главные события и решения для экономики 2020 года уже состоялись, говорит она. И вряд ли 2020-й будет годом большого экономического роста.
Независимая газета. 30.09.2019