«Турецкий поток» попал в болгарскую ловушку

Николай Кучеров

Строительство «Турецкого потока» идет по графику, и «уже до конца года российский газ начнет поступать турецким потребителям», заявил 27 августа Владимир Путин на совместной пресс-конференции с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Речь идет о первой нитке газопровода мощностью 15,75 млрд м³ в год, до запуска которой остались считаные месяцы.

А вот вторая труба, предназначенная для дальнейшей транспортировки газа в страны Юго-Восточной Европы, пока будет простаивать.

Какие страны получат российский газ из «Турецкого потока»

Технически «Турецкий поток», действительно, почти готов к полноценной эксплуатации. Первую нитку газопровода уложили на дно Черного моря еще в апреле. В сентябре закончилось строительство российской сухопутной части (участок берегового примыкания), а в ноябре прошлого года с опережением плана завершилась укладка и 2-й нитки трубопровода.

Завершающий стык, «надводный захлест», соединяющий морскую и прибрежную секции «Турецкого потока», осуществлен 19 марта. Это техническая операция по подъему прибрежной и глубоководной секций трубы с морского дна на специальную платформу над водой и их последующая сварка с надземной частью в единую нитку, с помощью которой российский участок стал физически соединен с приемным терминалом у турецкого городка Кыйыкёй.

Последний незавершенный штрих – это непосредственно сам приемный терминал, который на 14 августа был готов на 95%. После окончания его строительства 15,75 млрд м³ российского газа из 1-й нитки смогут ежегодно поступать турецким потребителям. Но вот со 2-й, предназначенной для газоснабжения Юго-Восточной Европы, дело обстоит куда сложнее.

И снова Болгария…

После того как в 2016 году Афины резко отказались от достигнутых ранее договоренностей, строительство 2-й нитки газопровода по маршруту Греция–Италия (и ответвление на Македонию и далее Сербию) было отложено в долгий ящик. Тогда Афины фактически променяли участие в инфраструктурном проекте на «пакет ослабления долговой нагрузки» (пролонгация кредитов на 10 лет) и новые транши от ЕС. Позже, во время своего визита в Москву в декабре 2018-го премьер-министр Алексис Ципрас пытался снова актуализировать вопрос, но его заверения, что с тех пор «много произошло изменений» и «Греция нашла свой путь», Кремль не убедили. Для 2-й нитки выбрали альтернативный маршрут Болгария–Сербия–Венгрия–Словакия.

В октябре 2018-го дело дошло и до юридически обязывающих документов. Операторы газотранспортных систем Венгрии, Словакии и Австрии провели специальные аукционы (openseason) на бронирование трубных мощностей на 2022-2029 гг. Процедура предусмотрена законодательством ЕС (NC CAM) и уже была использована «Газпромом» в 2017 году для наземных ответвлений «Северного потока–2» в Германии, Чехии и Словакии. Суть в том, что, согласно директиве Еврокомиссии, окончательное решение о строительстве национальные энергетические компании принимают только после заключения контрактов на их загрузку. Теперь они де-факто обязались к 2022 году предоставить победителю торгов (его имя официально не раскрывается) новые мощности в обмен на гарантии их использования.

В частности, на входе в газопроводную систему Австрии из Словакии забронировано 3,8 млрд м³, из Венгрии в Словакию – 4,3 млрд м³, что как раз соответствует планам на 2-ю нитку «Турецкого потока». В январе 2019-го аукцион по бронированию мощностей для подачи газа в страну и транзитом в Сербию завершил и «Булгартрансгаз». Судя по опубликованной операторами информации, в Болгарию газ пойдет с 1 января 2020 года, в Сербию в апреле 2020-го, в Венгрию с 2021 года и в Словакию во второй половине 2022 года.

И вот здесь есть серьезная загвоздка. Если Австрия, Словакия и Венгрия, скорее всего, сдадут необходимую инфраструктуру в срок, а Сербия, которая не входит в ЕС, и без брюссельской волокиты уже построила первый из четырех участков газопровода от болгарской границы до города Чуприя, то в самой Болгарии проект погряз в судебных разбирательствах.

Все началось с того, что апрельский конкурс на строительство трубы выиграл саудовско-итальянский консорциум «Аркад» (срок 250 дней, стоимость – €1,3 млрд), который затем не предоставил вовремя все необходимые документы. В связи с этим в конце мая «Булгартрансгаз» выбрал нового подрядчика – компанию «Газовое развитие и расширение в Болгарии» (GDEB), учредителями которой являются итальянская Bonatti S.P.A., немецкая MaxStreicher S.P.A. и болгарская «дочка» люксембургской Completions Development Sàrl.

Новый договор на €1,4 млрд планировали заключить в июне, но по жалобе «Аркад» комиссия по защите конкуренции приостановила решение оператора. В ответ в июле консорциум GDEB подал иск в Высший административный суд Болгарии, первое заседание которого состоится только 24 октября. Более того, у разбирательства нет временных рамок, и оно может растянуться на месяцы и даже годы – сообщил 4 сентября пресс-секретарь суда. Соль в том, что без окончательного вердикта Высшего админсуда «Булгартрансгаз» не может подписать контракт с подрядчиком, который, соответственно, не может начать строительство. Вдобавок оба претендента увеличили сроки работ с 250 до 615 дней, что отодвигает проект и вовсе в слабо обозримое будущее.

По мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, все изначально было задумано для того, чтобы сорвать реализацию проекта. В самом лучшем случае, если суд окончательно определит победителя конкурса до конца этого года, то строительство 484-километрового болгарского участка газопровода начнется в 2020 году и закончится только осенью 2021 года, когда российский газ уже должен быть в Венгрии. В худшем случае разбирательство и подрядные работы могут затянуться на долгие годы.

В любом варианте Москва попадает в ловушку, поскольку не сможет выполнить свою часть обязательств по openseasons перед Венгрией, Словакией и Австрией. «Газпрому» либо придется платить фиксированные платежи за прокачку несуществующего газа по пустой трубе, либо нарваться на штрафные санкции от местных операторов. Конечно, Россия может выставить Софии счет за то, что та получила аванс на строительство 2-й нитки от победителя аукциона по бронированию мощностей, но не провела работы в срок, но в рукаве у последней есть серьёзный козырь.

12 марта министр энергетики Teмeнужкa Пeткoвa сообщила, что «Болгария получила официальное письмо от “Газпром экспорта”, в котором говорится, что он планирует прекратить транзит газа по Tрaнcбaлкaнскoму маршруту с Украины в Турцию с января 2020 года». Она добавила, что у властей есть право обратиться в арбитраж, чтобы взыскать с российской компании транзитные платежи, которые страна должна была получать до 2030 года, но только в том случае, если 2-я нитка не будет проложена по территории Болгарии. То есть в ответ на иск по openseasons Москва получит разбирательство по невыполнению старого транзитного контракта.

Кто еще пострадает?

Все это напоминает ситуацию с «Южным потоком», когда выгодный для всех участников инфраструктурный проект сорвался по иррациональным причинам. Тогда Болгария «потеряла $3 млрд инвестиций, тысячу новых рабочих высокооплачиваемых мест и $400 млн доходов за транзит ежегодно», отметил во время своего визита в Софию В.Путин и подчеркнул, что речь идет только о прямых потерях. В «минусе» остался и «Газпром», выплативший странам-участникам и компаниям-подрядчикам крупные денежные компенсации за срыв контрактов.

В этот раз, кроме Москвы, в числе пострадавших от болгарской бюрократии рискует оказаться Сербия, которая добросовестно строит всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы уже в апреле принять российский газ через Болгарию. А поскольку аукционов на бронирование Белград не проводил, то и компенсаций ему ждать неоткуда.

Кроме того, бездействие Софии еще и значительно ухудшает позиции Москвы на переговорах с Киевом по новому транзитному контракту. Газ в Сербию Словакию, Венгрию придется еще как минимум несколько лет качать через территорию Украины. Вопрос снабжения самой Болгарии и Румынии решается запуском Трансбалканского газопровода в реверсном режиме, а вот для Кишинева вопрос и вовсе стоит ребром. «Газпром» является единственным поставщиком газа в Молдавию (2,9 млрд м³ в 2018 году), который она «сегодня получает с территории Украины, и альтернативных вариантов здесь не существует, поскольку даже задействование “Турецкого потока” означает сотрудничество с Киевом», подчеркивает А.Гривач.

______________________________

Фото: kommersant.ru, eadaily.com

Ритм Евразии. 12.09.2019

Читайте также: