"Северный поток–2" обойдется Украине в 2 миллиарда долларов
Ольга Соловьева
Миссия Международного валютного фонда (МВФ) в четверг покинула Киев без утверждения новой программы помощи. В пятницу ожидается обнародование итогового заявления МВФ по Украине. Но пока источники в Киеве говорят, что миссия не будет рекомендовать фонду заключить с Украиной новую программу кредитования из-за ряда проблемных моментов. Между тем именно сейчас у Киева растет потребность в дополнительных кредитах. Эксперты Института международных финансов (IIF) оценили потери Киева от запуска газопроводов «Северный поток–2» и «Турецкий поток», которые, по их оценкам, уже невозможно остановить с помощью новых санкций.
В четверг завершилась работа двухнедельной миссии МВФ в Украине. Как сообщают украинские СМИ, миссия не будет рекомендовать совету директоров фонда заключать с Незалежной новую программу помощи из-за ситуации вокруг Приватбанка, наличия вопросов к проекту бюджета-2020 и возможной смены руководства Нацбанка Украины (НБУ).
Напомним, МВФ еще в декабре 2018 года утвердил кредитную программу stand by для Украины на 3,9 млрд долл. Срок ее реализации составляет 14 месяцев. При этом 1,4 млрд были выделены сразу, а выделение последующих траншей зависит от итогов полугодовых обзоров. Изначально Киев ожидал очередного транша от МВФ в мае, затем в июне, а в итоге он был отложен до формирования нового правительства. Впоследствии речь зашла уже о формировании новой кредитной программы. Так, в НБУ сообщали, что Киеву следует заключить новую долгосрочную программу сотрудничества с МВФ на общую сумму 5–10 млрд долл. Очевидно, решать проблему новой финпомощи Украине придется новой главе МВФ Кристалине Георгиевой.
Новая программа помощи как никогда требуется Киеву. В том числе и по причине потери миллиардов долларов поступлений от транзита российского газа. Экономисты из Института международных финансов, ассоциации, представляющей интересы финансового сектора, в своем новом обзоре утверждают, что потребности Украины во внешнем финансировании в ближайшее время возрастут, что сделает страну более зависимой от притока капитала нерезидентов.
Такое предположение они, в частности, делают на основании анализа хода строительства российских газопроводов: «Северный поток–2» (СП2) и «Турецкий поток». Причем экономисты не сомневаются, что оба проекта в итоге будут завершены. «Оба трубопровода находятся на продвинутой стадии (строительства. – «НГ»). Во-вторых, санкции могут привести к конфликтам с европейскими союзниками, поддерживающими эти проекты», – замечают авторы обзора по Украине, подчеркивая, что ни одни санкции, налагающие какие-либо ограничения на строительство трубопроводов, до сих пор не утверждены. «В то же время СП-2 и «Турецкий поток» уже привели к напряженности между США и некоторыми странами, заинтересованными в реализации проекта (Германия)», – продолжают они.
Экономисты IIF Элина Рыбакова и Бенжамин Хильгенсток ожидают, что российские газовые проекты кардинально изменят схемы транзита газа в Западную Европу к 2020–2021 годам. «Новые трубопроводы позволят российскому полугосударственному «Газпрому» диверсифицировать свою транзитную стратегию, а также осуществлять транспортировку природного газа потребителям в Западной Европе, в основном минуя трубопроводную систему Украины», – пишут они, напоминая, что действующий транзитный контракт между РФ и Незалежной истекает в декабре текущего года.
Резкое снижение транзитных поступлений в случае непродления контракта приведет к ухудшению состояния счета текущих операций и увеличению потребностей во внешнем финансировании, считают международные эксперты.
Только за прошлый год через ГТС Украины было прокачано 87 млрд куб. м газа, что составило примерно треть от всего российского экспорта в ЕС. Транзит дает Киеву ежегодно около 3 млрд долл. дохода. Введение СП-2 в течение 2020–2021 годов увеличит пропускную способность через Балтийское море до 110 млрд куб. м газа в год, а «Турецкого потока» – еще на 32 млрд куб. м, пишут аналитики.
И такая серьезная переориентация схем транзита может бросить вызов внешнему балансу Украины. Зарубежные эксперты, в частности, приводят два сценария возможного развития событий. Так, если украинский транзит в ближайшие годы не будет заморожен, это сохранит доходы Киева на уровне 3,1–3,3 млрд долл. в год. Однако если в течение 2020–2021 годов за счет вводимых газопроводов пропускная мощность увеличивается на 71 млрд куб. м, то украинский транзит в результате снизится на сопоставимые объемы, полагают в IIF. «Согласно этим предположениям, транзитные потоки сократятся на 40% в 2020 году и еще на 55% в 2021 году. Это представляет собой убыток в размере 1,3 млрд долл. и 2,4 млрд долл. в виде поступлений», – говорят экономисты. Они не исключают и дефицита счета текущих операций, размер которого также будет зависеть от реализованного сценария. В лучшем случае он составит 0,8 млрд долл., в худшем – 2,5 млрд в 2021–2023 годах.
Если стороны договорятся о продлении транзитного договора, выручка составит 1,4 млрд долл. (при обязательном объеме прокачки в 40 млрд куб. м газа в год) или 2,1 млрд долл. (при прокачке в 60 млрд куб. м), прогнозируют эксперты.
Впрочем, рассуждают Рыбакова и Хильгенсток, ни СП-2, ни «Турецкий поток» не будут полностью введены в эксплуатацию в начале 2020 года. Это значит, что «Газпром» все еще будет нуждаться в украинских транзитных мощностях в периоды всплесков, не исключают они.
Тем не менее угроза прекращения транзита через Украину со следующего года сохраняется, а значит, страна лишается ежегодных доходов в несколько миллиардов долларов. Ситуация обостряется сложностями в заключении новой программы помощи МВФ, а также дипломатическим скандалом с главным союзником Киева до недавнего времени – Вашингтоном.
Напомним, причиной стало обнародование Белым домом содержания разговора между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом США Дональдом Трампом. В результате скандала Украина вполне может стать «токсичной темой», не исключают эксперты, опрошенные агентством Reuters.
Переход Незалежной в разряд «токсичных» стран вполне может помешать стране получать финансовые средства из «внешних источников».
Эксперты «НГ» частично согласны с выводами международных экономистов. «Санкции уже не смогут остановить строительство СП-2 по той простой причине, что основные работы на проекте практически завершены, а запрет на использование уже готовой инфраструктуры, да еще и такой, в создание которой вложены средства европейских компаний, скорее всего вызовет крайне негативную реакцию в Германии, которая является главным бенефициаром строительства СП-2», – напоминает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов.
В то же время в отличие от западных аналитиков он сомневается, что российские экспортные газопроводы смогут полностью компенсировать собой потерю украинского транзита. «Транзитом через Украину природным газом обеспечиваются такие крупные страны, как Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия. И если у Чехии еще остается шанс компенсировать потерю украинских объемов за счет транзита газа, поставляемого по СП и СП-2 через Германию, то у Венгрии уже такой возможности нет», – замечает он.
То есть у большинства стран, входивших в соцлагерь, просто нет альтернативных источников импорта газа, кроме как через Украину, а для реверса ГТС этих стран не приспособлена, объясняет Пахомов.
Независимая газета. 26.09.2019