Кто футболит киргизско-таджикскую границу? Это – секрет Полишинеля
Иван Ларин
Кажется, не так давно президенты Киргизии и Таджикистана заверяли, что на общей границе двух стран скоро установится долгожданная тишина. Работая по принципу «от простого к сложному», «придерживаясь взаимного уважения и учета взаимных интересов», они пообещали проявить активность и делимитировать, а затем демаркировать беспокойный рубеж.
Спустя всего полтора месяца подчиненные двух верховных главнокомандующих – киргизские и таджикские пограничники – вошли в огневой контакт, в результате которого у одной стороны один боец попал в разряд «200-х», а другая внесла в списки погибших трех своих бойцов. Инцидент на киргизско-таджикской границе, случившийся 16 сентября, показал не столько уровень огневой выучки военных, сколько степень агрессивности обеих сторон, настрой сражаться за каждую пядь родной земли.
А еще и версию – все происходит неспроста. Поэтому, что бы ни обещали лидеры двух стран, скорых побед на пограничном фронте не будет.
Победитель не установлен
16 сентября на киргизско-таджикской границе произошел бой. Солдаты в зеленых фуражках Киргизии и Таджикистана на практике продемонстрировали навыки в стрельбе из автоматического оружия, гранатометов и минометов. В качестве целей воины дружеских государств использовали мирных жителей. На следующий день, следуя международной практике, внешнеполитические ведомства обеих стран выразили протесты по поводу произошедшего вооруженного конфликта, обвинив в случившемся противоположную сторону и обозначив собственное видение событий.
Таджикская версия заключалась в том, что киргизская сторона «в очередной раз вопреки ранее достигнутым договоренностям» начала строительство объектов на неделимитированном участке (конкретно на территории спортивной площадки махали Бахорджамоата Овчи-Калача Гафуровского района Согдийской области РТ) таджикско-киргизской границы. Согласно информации таджикского МИД, Киргизия направила к месту инцидента 250-300 военнослужащих, которые применили огнестрельное оружие против мирных жителей таджикского села Бахор, вынудив тем самым пограничные подразделения Таджикистана принять ответные меры для обеспечения безопасности мирных граждан.
Киргизская версия событий строится на обвинении в случившемся военнослужащих пограничных войск Таджикистана, которые, как утверждается в ноте киргизского МИД, обстреляли киргизские пограничные посты «Максат» и «Сай», в результате чего погиб один человек, а семеро военнослужащих и семеро гражданских лиц, в том числе один ребенок, получили огнестрельные ранения различной степени тяжести. Кроме того, поврежденными оказались указанные пограничные объекты и дома местных жителей – граждан Киргизии.
Как указывается в ноте протеста, данный инцидент стал следствием строительства таджикской стороной военного наблюдательного пункта на неописанном участке государственной границы, которая была начата без согласования с киргизской стороной. Исходя из этого, вся ответственность за обострение ситуации в приграничных районах была возложена на таджикских военнослужащих.
Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков навестил пострадавших в перестрелке на границе
Официальный представитель Государственной пограничной службы Киргизии Гульмира Борубаева сообщила, что стрельба произошла на территории, расположенной между джамоатом Овчи-Калъача Бободжон Гафуровского района Таджикистана и Лейлекским районом Баткенской области Киргизии. Она отметила, что не может сказать, с какой стороны произведены выстрелы, но стрельба произошла недалеко от киргизского села Максат.
Абдухамид Одинаев, заместитель главы джамоата Овчи-Калъача, сообщил Радио Озоди, что инцидент произошел вечером 16 сентября примерно в 18:30 возле спортивной площадки. «Словесная перепалка началась после того, как в понедельник киргизская сторона выгрузила возле спортивной площадки машину с гравием. Местное население было возмущено, но споры понемногу улеглись, и где-то через полчаса раздался выстрел. Машина скорой помощи увезла в больницу 12 таджикистанцев. Общее количество раненых неизвестно. На улице было темно, и ничего не разобрать». По его словам, он не знает, кто первым начал стрелять.
Внешнеполитические ведомства КР и РТ также не сообщили о том, с какой стороны был произведен первый выстрел. Остается открытым вопрос о том, кто отдал первым команду стрелять. Выходит, ситуация «ничьи» устраивает всех? Игра продолжается.
По законам футбольного поля
Вместе с упомянутой выше нотой киргизский МИД передал послу РТ информацию «о фактах неправомерных и провокационных действий со стороны граждан, органов местной власти и представителей компетентных органов Таджикистана за август-сентябрь текущего года, зафиксированных киргизской стороной».
Список провокаций не опубликован, но СМИ зафиксировали факт – конфликт 16 сентября не является единственным после июльской встречи президентов Киргизии и Таджикистана. За три недели до сентябрьской бойни пресс-центр пограничных войск ГКНБ Таджикистана выступил с заявлением, в котором назвал «очередной провокацией» начатое 24 августа строительство киргизскими гражданами двух автозаправок на спорном участке границы.
Как следует из сообщения погранслужбы Киргизии, в этот же день около 20 граждан Таджикистана потребовали от жителя Жаны-Жерской сельской управы Киргизии «прекратить строительство забора на территории его дома, ссылаясь на то, что дом находится на неописанном участке границы. Между ними и хозяином забора произошла словесная перепалка, после чего граждане Таджикистана начали разрушать забор».
Ведомство утверждает, что граждане закидывали камнями киргизских пограничников, прибывших на место происшествия, и пытались отнять у них оружие. Только предупредительные выстрелы стражей границы охладили пыл нападавших.
В этот же день на другом участке границы граждане Таджикистана выразили недовольство ходом работ по асфальтированию дорог. Однако после объяснений со стороны представителей Киргизии страсти улеглись.
За два дня до событий 16 сентября стороны обменялись взаимными обвинениями по поводу строительства контрольно-пропускного пункта на дороге между Исфарой и анклавом Ворух. В администрации Исфары заявили: «Действия киргизской стороны противоречат протоколу от 2014 года, который запрещает проведение каких бы то ни было строительных работ на спорных участках».
В свою очередь, киргизские СМИ обвинили в начале строительных работ таджикистанцев, которые 14 сентября в селе Максат в местности «Футбольное поле», иногда называемой «спортивная площадка», Лейлекского района Баткенской области, находящейся на неописанном участке границы, начали строительные работы. Таджикская сторона без согласования выгрузила щебень с 10 грузовиков в местности Жака-Орук.
Глава Баткенской области Акрам Мадумаров по этому поводу сообщил: «Мы выразили властям Согдийской области Таджикистана свою позицию о том, что такого быть не должно и что строительные работы должны быть прекращены. Таджикская сторона предъявляет нам аналогичные претензии, говоря о ведении строительства нашими гражданами на неуточненных участках границы, но мы делаем все возможное, чтобы этого не было, чтобы соблюдались все нормы и требования».
Заметим – власть пограничную ситуацию явно не контролирует. Происходящее в приграничье напоминает футбол, где зрители поддерживают в разных формах свою команду, судьи пытаются судить по установленным правилам, но игроки, стремящиеся к победе, направляют мяч в требуемую от них сторону, главный приз получают те, кто организует разыгрывание мяча на средней линии у центральной отметки.
Хозяева средней линии
Через несколько дней после июльских заявлений президентов Киргизии и Таджикистана о счастливом будущем общего государственного рубежа глава таджикского МИД Сироджиддин Мухриддин выразил обеспокоенность невыполнением соглашений о границе. Он отметил, что вопрос делимитации и демаркации таджикско-киргизской границы обсуждается уже 17 лет, но не решается, из-за чего его республика несет значительные расходы.
«Мы обеспокоены тем, что все достигнутые по этому вопросу договоренности могут быть потеряны», – отмечал министр, подчеркнув, что в зоне границы действуют группировки, заинтересованные в дестабилизации ситуации в таджикско-киргизском приграничье. Но кто конкретно, какие именно группировки дестабилизирует, он ответить затруднился.
В отличие от госчиновника эксперты указывают, что выгоду от дестабилизации имеют кураторы контрабанды наркотиков, китайского ширпотреба, российского горючего, идущей через беспокойный рубеж.
В связи с этим объединение усилий погранведомств Киргизии и Таджикистана, надо заметить, – союзников по ОДКБ, для совместного выявления тех, кто умышленно дестабилизирует ситуацию в регионе, послужило бы гарантией и перекрытия потока контрабанды, и того, что глав двух государств не обвинят в пустословии. Но для этого «футбол» нужно судить по правилам.
Ритм Евразии. 24.09.2019