Ташкент выдаст Бишкеку 100 миллионов долларов
Виктория Панфилова
Узбекистан открывает кредитную линию для Киргизии. Первые 100 млн долл. Бишкек получит в рамках программы кредитования предпринимателей. Этот вопрос обсуждался в киргизской столице на встрече премьер-министров двух стран Абдуллы Арипова и Мухаммедкалыя Абылгазиева. Ташкент, в свою очередь, рассчитывает получить согласие Бишкека на строительство железной дороги из Китая через Киргизию в Узбекистан.
Бишкек готовится к визиту президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. Об этом по итогам переговоров с Абдуллой Ариповым сообщил журналистам киргизский премьер Мухаммедкалый Абылгазиев. Судя по всему, именно на встрече президентов двух стран будет подписано соглашение о выдаче Киргизии 100-миллионного кредита.
«Этому способствовали установившиеся хорошие отношения между странами, а также в целом улучшение регионального фона. В частности, переговоры по делимитации государственной границы идут в рабочем режиме и внушают оптимизм обеим сторонам. Упоминалось, что более 90% границы уже согласовано. Но не решены два главных вопроса, связанных с двумя анклавами – Сох и Шахимардан. И решить их, с учетом политической ангажированности для Киргизии в период подготовки к предстоящим парламентским выборам 2020 года, трудно. Поэтому сегодня их публично не обсуждают», – сказал «НГ» директор аналитического центра Prudent Solution Эсен Усубалиев. Что же касается экономики, то, по словам эксперта, «это впервые происходит, когда Узбекистан выдает Киргизии 100-миллионный кредит на улучшение одной из сфер экономики».
Как сообщил министр экономики Киргизии Санжар Муканбетов, заем получат предприниматели Киргизии через Айыл Банк. «Мы предлагаем эти средства выдавать предпринимателям, которые заняты переработкой шерсти и шкур», – отметил киргизский министр. По его словам, в настоящее время стоит задача увеличить товарооборот между Киргизией и Узбекистаном до 1 млрд долл. По итогам 2018 года показатель составил 340 млн долл., за пять месяцев 2019 года – 130–140 млн долл.
«Аналогичный кредит был предоставлен и соседнему Таджикистану. Это так называемый товарный кредит. В рамках кредитной линии планируется увеличить объемы экспорта товаров из Узбекистана для их реализации в Киргизии и Таджикистане, чем и займутся киргизские и таджикские бизнесмены. Само предложение кредита нужно рассматривать в рамках узбекской развивающейся новой экономической модели экспортно ориентированного характера. Это вовлечение в свое рыночное пространство соседних стран», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, не факт, что кредитование производителей шкур решит проблему отрасли. Даже если так, есть другая, более важная цель: строительство железной дороги из Китая через Киргизию в Узбекистан.
«В июле на полях саммита ШОС в Бишкеке должно было быть подписано основное соглашение по строительству киргизского участка железной дороги из Китая в Узбекистан. Но подписание не случилось. И причин здесь много, как внутрикиргизских, так и внешних», – отметил Князев.
С точки зрения интересов Киргизии проблема заключается в финансировании и прокладке маршрута. Киргизские железные дороги сегодня представляют собой тупиковые ветви, которые ведут в Казахстан и Узбекистан. Единой внутренней сети железных дорог, которая связывала бы республику, не существует. Поэтому железная дорога гораздо больше нужна Пекину и Ташкенту, чем Бишкеку. Хотя у Китая при его масштабах проектирования существует множество альтернативных маршрутов, и Пекин может потерпеть с реализацией этого проекта. Но, по словам эксперта, есть еще две страны, которые в этом строительстве не заинтересованы. Это Казахстан и Россия. Князев не исключает, что мнения Москвы и Нур-Султана были учтены киргизской стороной. «Поэтому Узбекистан делает шаг навстречу с тем, чтобы через позитивные действия ускорить решение вопроса о строительстве железной дороги», – считает Князев.
То, что Киргизия не решается это сделать, – по мнению Эсена Усубалиева, «вопрос отношений Бишкека и Пекина». Поскольку Киргизия не пришла ни к какому выводу даже после переговоров с председателем КНД Си Цзиньпином, которые состоялись в рамках ШОС в Бишкеке и на которых этот вопрос обсуждался.
«Тем не менее Ташкент хочет убедить Бишкек, чтобы он более активно включился в процесс обсуждения проекта железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Но, учитывая, что сейчас киргизское правительство может быть занято совсем другими проблемами, я сомневаюсь, что этот вопрос будет решаться в активном режиме. Тем более, как заведено в Киргизии, любые вопросы, связанные с привлечением больших инвестиций со стороны Китая в преддверии выборов, будут муссироваться активно, а значит, и последствия могут быть непредсказуемыми», – сказал Усубалиев. Он также заметил, что визит узбекского премьера, согласно официальным сообщениям, «прошел на позитивном фоне», но традиционно подробности не известны. «Это одна из черт новой внешней политики Киргизии. Открытости нет, мы не знаем, с какими позициями выходит Киргизия на международный уровень, чего хотим, а чего нет. Можем только гадать», – подчеркнул Усубалиев.
Независимая газета. 01.08.2019