Мигранты выиграют от вступления Таджикистана в ЕАЭС. Что решат власти?
Шерзод Назаров
Власти Таджикистана пока не определились в вопросе, станет ли республика полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или же для нее предпочтительнее будет статус наблюдателя при интеграционном объединении, в которое входят пять государств постсоветского пространства. Эксперты утверждают, что в случае вступления республики в ряды ЕАЭС, трудовые мигранты из Таджикистана, большая часть и которых работают в России и Казахстане, получат больше бонусов.
В мае прошлого года статус государства-наблюдателя при ЕАЭС был предоставлен Молдове. Ранее власти Таджикистана неоднократно заявляли, что изучают условия вступления в объединение, анализируя на протяжении последних пяти лет все плюсы и минусы членства республики в объединении.
Конкретного решения пока нет
Центр стратегических исследований при президенте Таджикистана разработал расширенный 70-страничный документ, в котором отражены положительные и отрицательные аспекты членства страны в ЕАЭС в экономике, политике, миграционных вопросах. «По всем вопросам у нас выработана четко выраженная позиция, проведен анализ каждого аспекта, отражены как отрицательные, так и положительные стороны», - поясняет эксперт Центра Абдулло Рахнамо.
По его словам, в настоящее время идет процесс глубокого изучения рисков и перспектив евразийской интеграции, по итогам которого «руководство страны примет решение, основываясь на национальных интересах страны». «Есть очень хорошие плюсы и минусы. Изучен опыт Кыргызстана, Беларуси, Армении. С учетом всех этих аспектов, мы предложили этот документ», - говорит Рахнамо, добавляя, что доклад находится на рассмотрении правительственной рабочей группы.
В начале августа министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин заявил, что официальный Душанбе продолжает изучать вопрос вступления в ЕАЭС или же приобретения статуса наблюдателя при этой организации.
«Мы наблюдаем, как развивается и как реализуются решения, которые принимаются в рамках этого союза. Есть очень много положительного в деятельности этого союза, но у наших специалистов есть свои взгляды, они должны всесторонне рассмотреть, оценить и представить правительству страны свои предложения. Поэтому мы до сих пор изучаем этот вопрос. У нас еще нет конкретного решения по вхождению в этот союз или быть в качестве страны-наблюдателя», - сказал он журналистам, отметив, что Таджикистан имеет «очень плодотворное сотрудничество с каждой страной-членом ЕАЭС».
Таджикистану нужны инвестиции
Таджикистан, население которого составляет 9,2 млн человек и 93% территории которого занимают горы, является аграрной страной. Власти республики несколько лет тому назад приняли Стратегию национального развития до 2030 года, предполагающую переход экономики республики от аграрной направленности к индустриально-аграрной. Для реализации Стратегии официальному Душанбе необходимо изыскать 118 млрд долларов, которых у страны нет, поэтому ей приходится рассчитывать на внешние источники финансирования, привлечение кредитов и инвесторов.
Последние с настороженностью относятся к перспективам экономического развития страны и сохранению в ней политической стабильности – главным риском является географическое расположение Таджикистана, его соседство с находящимся на протяжении более 40 лет в состоянии войны Афганистаном.
ЕАЭС привлекателен с точки зрения трудовой миграции
В экспертном сообществе преобладает мнение, что для Таджикистана, с учетом имеющегося в стране излишков трудовых ресурсах, ЕАЭС привлекателен только с точки зрения трудовой миграции. По данным Федеральной миграционной службы РФ, по состоянию на 30 июня 2019 года количество находящихся на территории России граждан Таджикистана превысило 1,3 млн человек. Общий объем их денежных переводов в республику за 2018 год составил 2,5 млрд долларов – это, по разным данным, от 35 до 47% ВВП Таджикистана.
«Касательно миграции плюсов больше, чем минусов, поэтому это одна из сторон, где можно получить положительные результаты. Но есть другие моменты, которые вызывают настороженность, в частности в производственной сфере. Поэтому эти моменты изучаются», - говорит директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Диловар Кодирзода.
Его слова подтверждает представитель МВД России в Таджикистане по вопросам миграции Владислав Маркевич.
В прошлом месяце на международной конференции по вопросам миграции в Душанбе он сообщил, что среди всех государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) граждане Таджикистана имеют значительные преференции и по режиму пребывания в России, и по праву на труд. «Исключение составляют граждане государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, поскольку им предоставляется наибольшее количество преференций», - сказал Маркевич. Он отметил, что присоединение Таджикистана к договору о ЕАЭС обеспечит гражданам республики аналогичным перечнем прав и возможностей.
По словам российского чиновника, эти преференции предполагают освобождение трудовых мигрантов от необходимости оформлять патент, от обязательной регистрации, обеспечивает их трудоустройством без ограничений. Помимо этого дети мигрантов получают право на посещение дошкольных учреждений и среднее образование в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Наконец, мигрантам будет предоставлено социальное обеспечение и медицинская помощь на тех же условиях и в том же порядке, что и гражданам страны, где они находятся.
Впрочем, пока преимущества, предоставляемые трудовым мигрантам, не стали критически определяющими для таджикистанских властей в вопросе о вступлении в ЕАЭС, и республика продолжает пребывать перед дилеммой.
ИАЦ МГУ. 27.08.2019