ЕС боится потерять украинский транзит
Ольга Соловьева
Газопровод «Северный поток–2» (СП-2) обещают ввести в эксплуатацию до конца года. И эти обещания звучат на фоне нарастающих секционных угроз со стороны США. Сенатский комитет почти единогласно одобрил законопроект о введении санкций против компаний и физлиц, вовлеченных в строительство российских газопроводов. Предполагается, что запрет на работу СП-2 не позволит РФ отказаться от транзита топлива через Украину, договор на поставки которого истекает до конца года. Но конструктивной работы над новым транзитным соглашением пока не видно. И этим фактом весьма озабочены европейские потребители российского газа. Ведь в начале нового года Европа не сможет получать российский газ – ни по украинским трубам, ни через новый «Северный поток».
Комитет Сената по международным отношениям принял законопроект Protecting Europe’s Energy Security Act 20 голосами против 2, пишет агентство Reuters. Документом, в частности, предусматривается введение санкций против судов, которые прокладывают трубопровод, и руководителей компаний, связанных с этими судами. Также предполагается отказывать в предоставлении американских виз этим лицам и блокировать финансовые операции, связанные с собственностью или интересами в США. Кроме того, будут наказываться и структуры, обеспечивающие страхование для проекта. Теперь утвержденный в комитете Сената США проект закона должен пройти через голосование Сената, затем в Палате представителей, и после этого поступить на подпись президенту США Дональду Трампу.
Эксперты считают, что документ направлен не только против проекта строительства СП-2, который пойдет по дну Балтийского моря из России в Германию, но и против строительства «Турецкого потока», который также подпадает под условия обсуждаемого закона.
Впрочем, американские законодатели своих целей также не скрывают. «Законопроект предусматривает введение санкций против предприятий, обслуживающих корабли, занимающиеся укладкой труб для трубопроводов «Северный поток–2» и «Турецкий поток», – приводит немецкая газета Handelsblatt слова сенатора США Джима Риша. «Эти трубопроводы могут привести к дальнейшей дестабилизации Украины и обогащению путинского режима, а также угрожают безопасности стран – членов НАТО», – продолжает он, подчеркивая, что предлагаемый законопроект является «конкретным, целенаправленным и своевременным способом противодействия вредному влиянию России».
Немецкие СМИ напоминают, что Дональд Трамп также неоднократно критиковал проект. «То, что законопроект действительно вступит в силу, стоит рассматривать как вероятное развитие событий, – считают немцы. – Введение ограничительных мер против России является одним из немногих политических решений, о котором могут договориться и республиканцы, и демократы из Вашингтона».
Если санкции вступят в силу, они больно ударят по проекту. «В частности, пострадает швейцарская компания Allseas Group с судном Pioneering Spirit, предназначенным для укладки труб», – пишет Handelsblatt. Для правительства Германии санкции против СП-2 также станут тяжелым ударом. «Оно рассматривает трубопровод как ключевой проект для обеспечения европейской энергетической безопасности. Так как Германия продвигает отказ от ядерной энергетики и готовится к отказу от производства электроэнергии из угля, она особенно зависима от природного газа как переходной технологии. А российский газ считается особенно выгодным», – объясняют немецкие СМИ.
В компании – операторе газопровода Nord Stream 2 AG на решение комитета Сената США ответили сдержанно. «Мы находимся в процессе оценки предложенного законодательства. Еще рано говорить о любом влиянии на наш проект», – приводит Reuters заявление представителя компании. Он также напомнил, что западные европейские компании из Австрии, Германии, Франции, Великобритании и Нидерландов обязались инвестировать в проект почти по 1 млрд евро каждая «и более 1000 компаний из 25 стран работают над ним и всецело привержены его завершению».
Напомним, проект «Северный поток–2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Газопровод пройдет через территориальные воды или исключительные экономические зоны РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
Ввести трубопровод в эксплуатацию обещают не позднее 31 декабря. Об этом, в частности, заявлял глава австрийской компании OMV Райнер Зеле. «Мы ждем, что первый газ пойдет через этот газопровод до конца года – до 24 часов 31 декабря. И от этого плана мы не отказались. Но одно также понятно: запуск этого газопровода очень сильно зависит от того, когда Дания выдаст последнее разрешение», – сказал Зеле, напоминая, что 70% газопровода уже уложено по дну Балтийского моря.
Ранее газета Financial Times указала, что август может стать критическим месяцем для СП-2. Издание полагало, что если в течение следующих трех-четырех недель Дания на согласует маршрут прокладки газопровода через свои территориальные воды в Балтийском море, газопровод не успеют достроить до 31 декабря. Очевидно, перспектива утверждения американских санкций против проекта также будет оказывать давление на строительство газопровода. «Санкции притормозят запланированное на конец года окончание работ и взвинтят расходы проекта», – пишет Handelsblatt. Кроме того, в Берлине сомневаются, что Россия сможет достроить трубопровод своими силами в случае утверждения санкций.
Введение санкций против СП-2 равнозначно введению ограничений в отношении Германии и ЕС, считают эксперты «НГ». «Прокладка газопроводов по морскому дну – крайне сложная с инженерной и технологической точек зрения работа, соответствующим опытом и технологиями. Необходимым флотом обладает крайне ограниченный круг организаций. В случае с «Северным Потоком-2», это всего две компании: итальянская Saipem и швейцарская Allseas», – рассказывает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. «Введение санкций в отношении компаний, которые приносят деньги в виде налогов экономике стран Евросоюза – это еще полбеды. Но вот если в отсутствие подрядчиков газопровод будет некому достраивать, это угрожает колоссальными финансовыми потерями партнерам «Газпрома» по проекту среди которых ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall», – подчеркивает он.
В то же время эксперты сомневаются, что в текущем виде законопроект будет утвержден. «В таком виде, на мой взгляд, этот документ Палатой Представителей принят не будет. Более суровые санкции против Ирана, которые, между прочим, поддерживает и сам Дональд Трамп – в настоящий момент не работают, или работают не так, как им изначально приписывалось. Причина – также в их размытости и рамочности. На это тоже надо делать поправку», - отмечает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.
«Санкционная риторика в Конгрессе США по поводу «Северного потока-2» стала вполне привычным фоном, давно сопровождающим строительство газопровода. Но многострадальный проект в ходе своей реализации прошел через громадное количество юридических, политических, экономических препятствий. Сейчас, на завершающей стадии строительства, трудно предположить, что столь избирательные санкции, даже если будут реализованы, способны остановить проект», - соглашается руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян напоминает, что в 2010-2011 годы также было сильное противодействие при реализации «Северного Потока», но в итоге газопровод построили, а в последние годы даже разрешили использовать незадействованные мощности.
Законопроект против СП-2 можно воспринимать как попытку защитить украинский транзит. Напомним, в декабре истекает контракт на поставки российского газа в Европу через территорию Украины.
И подвижек по соглашению тоже пока не наблюдается. Следующий этап переговоров ЕС, России и Украины намечен на 16 сентября. Однако он мало что даст, сомневаются в Берлине. «Москва готова продлить действующий контракт на год на существующих условиях. Но новое предложение мало что изменит», – пишет немецкая Handelsblatt. Действующий договор вступил в силу в 2009 году. По условиям контракта транзитная ставка рассчитывается в зависимости от тарифов на газ, объема транспортируемого газа и расстояния. Платежи за транзит 110 млрд куб. м газа в год должны составлять 2,35 млрд долл. «Проблема, с точки зрения Украины, заключается в том, что цифра в 110 млрд куб. м не является обязательной, в связи с чем страна не может генерировать постоянный доход, тем более что Россия не скрывает, что украинский трубопровод она рассматривает только в качестве временного решения до окончания строительства СП-2», – отмечает издание.
Таким образом, давление на Москву растет. Западные СМИ напоминают, что предложение РФ продлить транзит на прежних условиях Киев отклонил. ЕС новое предложение Москвы также не воодушевило. «Переговоры в сентябре все больше грозят превратиться в игру в покер. Если не будет найдено решение, россиянам грозит резкое падение доходов от продажи газа, украинцам – отсутствие доходов от транзита, а европейцы в худшем случае могут замерзнуть», – заключает Handelsblatt.
Независимая газета. 01.08.2019