Просуществует ли Евросоюз до 2024 года
Александр Рар, германский политолог, научный директор Германо-российского форума
В Советском Союзе был такой известный диссидент по имени Андрей Амальрик. В начале 1970-х годов он опубликовал книгу на Западе под названием «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» В коммунистической России книгу, естественно, запретили, Амальрика осудили и выдворили на Запад. Амальрик предсказал, что СССР рухнет ввиду своих внутренних противоречий. Он оказался прав, с исторической датой ошибся всего на семь лет. В 1991-м Советский Союз распался, но Амальрик к тому времени был уже забыт.
Книгу Амальрика тогда никто не принял всерьез. Его высмеяли, в том числе и на Западе. Если сегодня кто-то на Западе осмелился бы написать книгу с названием «Просуществует ли Евросоюз до 2024 года?», с ним бы поступили не иначе. Для развала Евросоюза, твердят западные элиты, нет никаких предпосылок: разговоры о смерти Евросоюза – выдумки российских пропагандистов.
На самом деле СССР и ЕС помeнялись местами. С одной стороны, кажется, что Евросоюз в шоколаде. Экономика в порядке, люди живут лучше, чем раньше. Демократия обеспечивает свободу, равенство и право. Сексуальные и другие меньшинства чувствуют себя защищенными. Социально-рыночная модель поощряет капитализм и в то же время борется с бедностью. Евросоюз ни с кем не воюет. Элиты Евросоюза живут в уверенности, что их либеральная модель самая лучшая и что все другие страны рано или поздно ее позаимствуют.
Но идиллия ложная, Евросоюз находится в самом большом кризисе с начала своего существования. Социальные системы ряда государств трещат по швам. Европейцы проедают те ресурсы, которые унаследовали от предыдущих поколений. Евросоюз был создан для хорошей погоды. Сейчас, когда начался шторм, корабль раскачивается. Нет внутри стран Европы консенсуса по миграционной проблеме, по политике климата, по энергообеспечению, по либеральным ценностям, по общим финансам, по общей безопасности, по стратегии в отношении США, по российским санкциям и по китайской угрозе. У населения Европы растет страх перед исламизацией.
Сейчас остро встал вопрос о руководстве самого Евросоюза. Последние десятилетия Евросоюзом руководили Германия и Франция, немного Англия. Англичане покидают «тонущий корабль», а итальянцы, поляки и венгры пытаются оттолкнуть немцев и французов от штурвала. Идет резня вокруг руководящих постов в будущем Евросоюзе. Последние назначения Урсулы фон дер Ляйен и Кристин Лагард на ключевые посты председателя Еврокомиссии и директора Европейского центрального банка являются не чем иным, как немецко-французским заговором. Немка должна обеспечить устойчивость курса на дальнейшую политическую интеграцию Европы, как хочет Ангела Меркель. А француженке передали контроль над европейскими финансами, чтобы в конечном итоге создать единый бюджет Европы, как хочется Эмманюэлю Макрону.
Крикливые и вечно недовольные восточноевропейцы вообще ни одного руководящего поста не получили. На должности министра иностранных дел Евросоюза и председателя Совета государств Европы Меркель и Макрон посадили две незначительные, но лояльные к оси Берлин–Париж фигуры: нынешнего главу МИД Испании и проигравшего у себя на родине выборы бельгийского премьера.
Но фон дер Ляйен должна будет пройти подтверждение в европейском парламенте. А среди голосующих очень много недовольных, отвергающих закулисную сделку Меркель и Макрона. Ее могут провалить, что означало бы крах политических амбиций канцлера и французского президента.
Но даже если эта команда успешно пройдет голосование, вряд ли она сможет решить стратегические задачи, перед которыми стоит Европа. Раскол Европы на богатый север и бедный юг будет продолжаться. Раскол на «либеральную» Западную Европу и консервативную Восточную и Южную Европу – не остановить.
Выходит, европейский Амальрик прав? Евросоюз может в нынешнем виде скоро обрушиться? Виновных для провала интеграции Евросоюза найдется много. Ужесточится борьба системных партий против «внесистемных» правых и посыплются новые обвинения в адрес России за мнимые попытки расшатать Евросоюз. Будут ругать всех, кроме себя.
Для Европы есть выход, но он потребует нового мышления на Западе. Европа должна наконец похоронить свои конфликты с Россией и начать работу над проектом Большой континентальной Европы от Лиссабона до Владивостока. Только совместно с мощью России Европа приобретет для себя вес в меняющемся многополярном мире. Общее экономическое пространство даст обоим сторонам импульс для процветания. А общее пространство безопасности сделает ненужным расширение НАТО и разрядит конфликт между Россией и Украиной.
Россию и Евросоюз сегодня разделяет только ценностный конфликт. Европе не нравится, что Россия ушла с пути демократии. А Россия считает, что западный либерализм во многом надуманный – что он инструментализируется, чтобы дисциплинировать Россию. Но либерализм как универсальная модель исчерпал себя. Владимир Путин только повторил насущную истину. Америка следует сугубо национальным интересам. Китай пробивается в мировые лидеры с иной цивилизационной моделью. По всей Европе растет протестный электорат, партии евроскептиков и националистов теснят либеральные партии. Только Германия судорожно пытается привить остальной Европе новую порцию либерализма. В самой Германии идея либерализма остается весьма устойчивой. Не исключено, что следующим канцлером Германии станет политик из ультралиберальной партии зеленых. Что это означает для Европы? В конечном итоге Германия – на которую Россия ставит как на «главного партнера» в Европе – может попасть в изоляцию.
Независимая газета. 09.07.2019