Предвыборная кампания в Украине — последние тенденции избирательной гонки

Александр Гущин, к.и.н., с.н.с. Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД


Кампания по выборам в Верховную Раду в Украине вышла на пиковые показатели. Через две недели страна получит новый парламент, который будет пытаться сформировать коалицию и новое правительство. Пока же разворачивается острая борьба за места в Раде, в которой участвует большое число политических проектов, лишь у некоторых из которых есть шансы попасть в новый состав парламента. Сегодня можно выделить несколько основных тенденции избирательной кампании, определяющих ее ход.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что выборы будут досрочными. Никогда ранее, за исключением досрочных президентских выборов 1994 г., такой досрочной и летней кампании не было. Краткость агитационного периода оказывает безусловное влияние на малоизвестные политические силы, испытывающие в этой ситуации дополнительные трудности с раскруткой, при этом пропрезидентская партия «Слуга народа» обладает неплохими стартовыми позициями. За ее высокие рейтинговые показатели во многом стоит благодарить инерцию высокого личного рейтинга президента В. Зеленского, а также общий политический фон в стране — тотальное недоверие народа прежней власти и политическому классу в целом, популяризация идеи о том, что Украине необходим приход новых людей и кадровая перезагрузка.

Тот факт, что выборы состоятся летом, оказывает влияние на потенциальную явку — значительная часть молодых, активных избирателей и избирателей среднего возраста будет в отпусках и не придет на избирательные участки. Таким образом, относительно низкая явка, которая, скорее всего, составит 50–60%, будет помогать партиям, имеющим твердый ядерный электорат, чего нельзя сказать, например, о лидере избирательной гонки — пропрезидентской «Слуге народа». Тем не менее сам факт проведения досрочных выборов все равно играет в пользу лидера избирательной кампании.

Важная тенденция, которая отмечается на протяжении последнего месяца, — это падение рейтинга «Слуги народа». Несмотря на то, что выборная социология порой не отличается точностью и неангажированностью, практически все опросы указывают на то, что рейтинги лидирующей партии неуклонно снижаются в течение июня – июля. В среднем речь может идти о падении в 5%, что не так и мало в пересчете на места в парламенте. Стоит отметить, что если бы выборы состоялись в срок (осенью), то это падение было бы еще более ощутимым. По статистике на начало июля, «Слуга народа» сможет, вероятнее всего, получить примерно 90–100 мест в парламенте. Такое падение связано с тем, что многие избиратели В.Зеленского, особенно на Юго-Востоке страны, разочаровались в своем кандидате — его заявления и заявления его команды во многом повторяли риторику бывшего президента П.Порошенко. Кроме того, негативно воспринимается и кадровая чехарда в команде нового президента, разнонаправленность групп влияния вокруг него, порой взаимоисключающие заявления, а также неоднозначная манера поведения. В.Зеленский совсем недавно посетил Донбасс, назначил нового губернатора Донецкой администрации. Он и А.Богдан делают заявления, касающиеся русского языка в общении и делопроизводстве на Донбассе — звучат намерения провести либерализацию режима применения языка; однако очевидно, что такие предложения отстали от времени, более того, нередко они нивелируются заявлениями некоторых представителей команды «Зе!». Это связано с тем, что в окружении В.Зеленского понимают, что речь может идти о потере довольно значительной части голосов избирателей на Юго-Востоке, в то время как на Западной Украине позиции «Слуги народа» слабее, что объясняется популярностью «Европейской солидарности», коалиции националистов и «Голоса» в регионе. Одновременно с этим В.Зеленскому приходится работать и на электорат иной направленности — резко комментировать проведение телемоста между российским и украинским каналами, выдвигать неприемлемые условия переговорной повестки в Минске и т.д. В.Зеленский и его партия находятся в политическом шпагате и теряют голоса, хотя падение рейтинга за оставшееся до выборов время вряд ли будет серьезным. Многое в данном случае зависит от выступлений самого президента, которые оказывают большое влияние на рейтинг партии.

Что касается самого списка «Слуги народа» и представителей от партии по мажоритарным округам, то здесь можно выделить несколько групп, связанных с И.Коломойским, В.Пинчуком, региональными влиятельными группами, международными организациями и грантопотребляющими структурами, но ни одна из них не имеет полного доминирования. При этом влияние людей И.Коломойского меньше, чем ожидалось, что косвенно подтверждает слухи о противоречиях между В.Зеленским и его людьми и И.Коломойским, который стремится внедрить своих людей в различные проекты, начиная от «Слуги народа» и заканчивая проектом «Сила и честь» И.Смешко или коалиции «Оппоблок — Доверяй делам».

Следует отметить, что партия «Слуга народа» избавилась от ряда одиозных личностей из своего списка, применила принцип постпраймериз, но в мажоритарных округах у партии позиции слабее. Сегодня, как отмечают социологи, даже если гипотетически выставить в мажоритарном округе условного человека, которого в реальности не существует, то один факт его принадлежности к «Слуге народа» сразу дает ему 15% форы. Однако такое преимущество вовсе не обязательно приведет к успеху в любой ситуации, учитывая, что в ряде округов у «Слуги народа» есть серьезные соперники. Скорее всего, в одномандатных округах «Слуга народа» сможет взять примерно 50–70 мест, претендуя в парламенте в целом на 160–170 мест. При этом следует помнить, что политсила, несмотря на все свои успехи, является, по сути, не классической партией, а довольно рыхлой структурой, которую будет сложно контролировать и которая может впоследствии быть раздроблена на несколько групп.

Еще один важный аспект — в парламент может пройти ограниченное число политических партий и платформ. «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность», «Батьківщина» и «Голос», скорее всего, попадут в новый парламент. Некоторые силы находятся в пограничной зоне, они могут (в случае проведения активной кампании и при условии благоприятных показателях явки) пройти в парламент, но на данный момент, по сведениям социологов, не способны преодолеть барьер в 5%. Это касается таких политических сил как «Гражданская позиция», «Сила и честь», «Радикальная партия» и «Оппозиционный блок».

Второе место в рейтингах сегодня занимает «Оппозиционная платформа» В.Медведчука и Ю.Бойко. Что характерно, несмотря на все заявления В. Зеленского, которые свидетельствуют о том, что он не действует в русле интересов электората Юго-Востока, пока наблюдается лишь ограниченный переток электората от «Слуги народа» в стороны оппозиционных сил Юго-Востока, хотя в последнее время он несколько усиливается. Вероятно, сыграло определенную негативную роль и включение в избирательный список «Оппозиционной платформы» сомнительных кандидатов (например, И.Кивы); это оттолкнуло некоторых избирателей и вызвало вопрос о том, что стоит в приоритете у отдельных представителей этой политической силы — общая победа и общепартийный имидж или личные интересы. Сегодня «Оппозиционная платформа» все равно может рассчитывать на 12–15% голосов избирателей, что довольно много. Вряд ли можно ожидать значительного повышения рейтинга, тем не менее события вроде освобождения четырех украинских военнопленных (при помощи В.Медведчука) и скандал вокруг телемоста его канала «Newsone» и российского телевидения позитивно повлияют на позиции «Платформы».

Что касается коалиции «Оппоблока» и партии «Доверяй делам» (которая стала фактически проектом Р.Ахметова, И.Коломойского и мэров нескольких крупных городов) — ее шансы на проход в Раду еще сохраняются, как и вероятность прохождения ряда кандидатов по мажоритарной системе. Эта политическая сила обладает неплохими медийными ресурсами, (хотя и более слабыми в сравнении с возможностями «Оппоплатформы»), мэрским ресурсом и за ближайшие недели в состоянии нарастить число сторонников. Но стоит учитывать, что даже при наличии всех ресурсов остается слишком мало времени, и, вероятнее всего, формировать депутатскую группу придется из числа мажоритарщиков. Популярность мэров Г.Кернеса и Г.Труханова пока не конвертируется в поддержку населением их политического выбора на общеукраинском уровне; кроме того, обращает на себя внимание итоговое невключение в состав партийного списка А.Ефремова, против чего, по информации ряда источников, выступил И.Коломойский. В ближайшие три недели блоку придется приложить максимум усилий для преодоления барьера в 5%.

Если говорить о противоположном сегменте политического спектра, то обращают на себя внимание успехи партии «Голос». Несмотря на большое влияние на список партии Виктора Пинчука, Томаша Фиалы и ряда других представителей крупного бизнеса, политическая сила позиционируется как антиолигархический проект нового поколения; то есть, по сути, схожий со «Слугой народа», только в более украинизированном, более идеологическом варианте. «Голос» постепенно отнимает голоса у «Европейской солидарности» П.Порошенко, у «Гражданской позиции» А.Гриценко, «Самопомощи» А.Садового; и сегодня, согласно большинству опросов, «Голос» проходит 5% барьер. Тем не менее положение партии вовсе не так однозначно. Если В. Зеленскому в ходе президентской предвыборной кампании удавалось скрывать свою некомпетентность, используя образ несистемного политика, играющего на альтернативных площадках, то С.Вакарчук — герой многих телепередач, где он не способен отвечать на четкие вопросы о социально-экономическом развитии, тарифах и т.д. Это определяет тот факт, что в последние дни перед выборами рост рейтинга «Голоса», вероятнее всего, затормозится, и поддержка партии будет сохраняться в районе 5–7%.

Довольно удачно ведет кампанию «Батьківщина». Вероятность ее прохождения в парламент велика, список партии менее спорен по сравнению со списками конкурентов, в первой части списка представлены традиционные соратники Ю.Тимошенко, она сама выбрала для себя нишу помощницы новой власти, готовой взять в руки штурвал правительства.

Что касается «Европейской солидарности», то этот проект за последние недели, напротив, потерял значительную часть сторонников во многом в результате появления «Голоса», негативное влияние оказал и состав первой десятки избирательного списка с уже ставшими одиозными личностями. Действия С.Вакарчука на телеэфирах, ситуация с отменой регистрации А.Шария и А.Клюева, проект организации телемоста «Newsone», возвращение России в ПАСЕ, противоречивые заявления В.Зеленского и членов его команды — все это играет на руку П.Порошенко, который вместе со своими сторонниками активно эксплуатирует тему «реванша» и его недопущения, представляя себя в образе единственного защитника страны. Это, вероятнее всего, даст «Европейской солидарности» возможность рассчитывать на 6–8% голосов.

Проблемной представляется ситуация у политических проектов И.Смешко, А.Гриценко и В.Гройсмана. Несмотря на то, что личные рейтинги у лидеров этих политических сил довольно высоки (они даже перешагивают 5% барьер), пока вероятность прохода этих проектов в Верховную Раду не очень велика, что связано с их рыхлостью, неудачной кампанией и, что особенно актуально для А.Гриценко, с включением в списки дискредитировавших себя фигур, связанных в с БПП, И.Коломойским.

На данный момент можно с уверенностью говорить о прохождении в парламент 4–5 политических сил. Однако за исключением «Слуги народа», «Оппозиционной платформы» и, вероятнее всего, «Батьківщины», ни одна из них не гарантировала себе место в парламенте. Иметь значение будет явка избирателей, способная вызвать пусть и незначительное, но все же понижение результата «Слуги народа» — партия, скорее всего, не получит более 50% мест и вынуждена будет создавать коалицию. И здесь наиболее вероятны варианты коалиции с «Голосом» и «Батьківщиной». Бенефициаром коалиции с «Голосом», безусловно, выступит В. Пинчук; кроме того, принимая во внимание влияние западных структур, такой вариант коалиции позволяет ряду украинских экспертов называть ее коалицией «соросовского типа». Открытым остается и вопрос о том, кто станет премьером в рамках такой коалиции, внутри команды В.Зеленского называли имена, например, А.Данилюка, что более вероятно, и даже А.Богдана. Сам С.Вакарчук рискует в случае создания коалиции оказаться в тени президента и будет осторожен в критике новой власти, что может негативно сказаться на его перспективах. При этом, судя по составу списков, «Голос» идеологически гораздо ближе «Слуге народа» в смысле возможного проведения либеральной экономической политики. Однако «Голосу» еще нужно попасть в парламент — судя по последнему опросу КМИС, дающему этой партии 4,4%, сделать это будет довольно проблематично. Второй вариант — коалиция с «Батьківщиной», которая была бы более профессиональной, менее подверженной внешним влияниям. Однако она нивелировала бы образ В.Зеленского-борца со старыми системными политиками, а также создала бы угрозу его команде ввиду большого потенциала Ю.Тимошенко и ее серьезных амбиций быть вовсе не техническим премьером.

Пока вопрос о коалиции и кандидатуре премьер-министра остается открытым. При этом пост главы кабинета министров (особенно в условиях возможного дрейфа в сторону парламентской республики) является ключевым для Украины. В любом случае новому украинскому парламенту, который, судя по избирательным спискам, уж точно будет не более профессиональным, чем все предыдущие, предстоит решить ряд важнейших для страны вопросов. Поиск ответов на них в условиях продолжающейся социально-экономической стагнации, олигархической борьбы, внешнего влияния западных патронов и конфликтных отношений с Россией обещает быть крайне сложным.

РСМД. 10.07.2019

Читайте также: