Одна система — две страны
Сергей Маргулис, преподаватель РАНХиГС
Семен Уралов — союзный интегратор портала СОНАР-2050 — инициировал дискуссию о роли России в обеспечении белорусского суверенитета, а также возможностях Беларуси по усилению суверенитета России. Прочитать публикации по данной теме можно по тегу «Суверенитет». В этом же материале пойдет речь о природе взаимозависимости РФ и РБ, а также о том, почему Москва не заинтересована во включении Беларуси в состав России.
«Нет, и быть не может», — на Петербургском международном экономическом форуме именно такими словами охарактеризовал президент РФ Владимир Путин перспективу объединения России и Беларуси в единое государство. При этом он отметил, что странам необходимо продолжать взаимодействовать в вопросе практической реализации интеграции в рамках Союзного государства.
Активизация процессов двусторонней интеграцией между Москвой и Минском в данном формате в последние полгода является одной из наиболее широко обсуждаемых тем в экспертном сообществе и медиапространстве наших стран, породившей огромное количество слухов и разного рода политических спекуляций. Речь идет и о потенциальном риске нарушения Россией белорусского суверенитета и даже о полном поглощении постсоветской республики. Наиболее активно эта тема обсуждается в оппозиционных белорусских СМИ («Радио Свобода», «Хартия’97», «Белорусский партизан») и страницах в социальных сетях («Мая краiна Беларусь», «STOP LUKA»), а также российских либеральных медиа. При этом, несмотря на явную абсурдность большей части такого рода публикаций и дискуссий, очевидно, что поводом для их возникновения служат конкретные заявления, сделанные представителями политического истеблишмента, в том числе первыми лицами стран. В частности, тема важности сохранения белорусского суверенитета, а иногда и риска внешнего поглощения регулярно поднимается президентом республики Александром Лукашенко. Например, 2 июля 2019 года на торжественном собрании ко Дню независимости он заявил: «Можем вступить в состав России, попросить их, чтобы они нас защищали. Ядерный зонтик, гиперзвуковое оружие и прочее… Можем попросить и договориться. Я думаю, по крайней мере на первых порах для нашего поколения хватит. Ладно там дети — сами пусть разбираются потом. Будут защищать нас. Вы хотите в состав России, чтобы она нас защитила? Нет. И я не хочу». Данную тему глава государства не обошел стороной и на пресс-конференции для российских журналистов в Минске в декабре 2018 г., на которой он упомянул, что «некоторые (в РФ. — Авт.) прямо говорят: мы готовы, чтобы вы шестью областями вошли в состав Российской Федерации». При этом два месяца спустя, рассуждая на тему дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства, он отметил, что проблема суверенитета в отношениях между нашими странами не стоит.
Учитывая вышесказанное, тема о роли РФ в обеспечении белорусского суверенитета продолжает оставаться крайне актуальной и требующей подробного анализа.
Экономическая составляющая
После распада Советского Союза Россия стабильно является главным торговым партнером Республики Беларусь. По данным Государственного таможенного комитета РБ, в 2018 г. на нее пришлось 49,5% всего товарооборота страны (далее следуют Украина — 7,6% и Китай — 5,1%). На долю Российской Федерации приходится 58,9% всего белорусского импорта и 38,4% экспорта.
Источник: Федеральная таможенная служба России
Из представленной таблицы видно, что в белорусском экспорте в РФ явно преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, а также машины и оборудование.
Пищевая продукция из Республики Беларусь пользуется большим спросом на российском рынке. Для многих россиян бренд «Сделано в Беларуси» является знаком качества, а у части пожилого населения и вовсе ассоциируется с советским ГОСТом. Особенно это касается мясомолочной продукции. Например, сгущенное молоко «Рогачевского молочноконсервного комбината», тушенка «Березовского мясоконсервного комбината» или «Квинфуд», молочная продукция ОАО «Савушкин продукт» и т.д. Последние 5 лет на прилавках магазинов российских городов стало увеличиваться и количество алкогольной продукции из Беларуси (ОАО «Лидское пиво», «Криница», ООО «Завод Бульбашъ»).
Большая часть указанных и ряд других белорусских продовольственных и ликеро-водочных предприятий ориентированы в первую очередь на российский рынок. Это происходит ввиду того, что рынок РБ незначителен и не дает больших перспектив для роста. Вход же на рынок ЕС осложнен таможенными пошлинами и иными ограничительными мерами, действующими в отношении продовольственных товаров из стран, не входящих в ЕС и не имеющих с ним соглашения об ассоциации (в т.ч. европейских санитарно-гигиенических стандартов).
Кроме того, белорусские производители в Евросоюзе лишены конкурентных преимуществ, получаемых за счет бренда и относительно низкой стоимости, которые они имеют в странах СНГ. Более того, выдержать конкуренцию с европейскими компаниями оказывается сложно даже на рынке соседней Украины. Таким образом, значительная часть белорусских предприятий агросектора экономики, где занято около 10% населения и на который приходится более 15% всего экспорта, является в значительной степени зависимой от российского рынка.
Сотрудничество с РФ играет ключевую роль и для успешности развития большинства белорусских промышленных предприятий. Главным покупателем продукции МАЗ, МТЗ, Могилевского завода лифтового машиностроения и многих других является Российская Федерация. Более того, на тракторы МТЗ приходится более 30% всего российского тракторного парка. Немалая доля этих машин собрана на совместных предприятиях на территории РФ и имеет около 50% российских комплектующих. При этом МТЗ имеет обширную географию рынков сбыта, насчитывающую более 100 стран, кроме того, он менее «завязан» на Россию, нежели некоторые другие промышленные предприятия РБ.
В российском же экспорте в Беларусь доминируют минеральные продукты, значительна и доля машин, транспортных средств и металлов.
Источник: Федеральная таможенная служба России
В структуре российского экспорта обращает на себя внимание колоссальная диспропорция в пользу сырьевых ресурсов, на которые приходится более половины от общего объема. РФ полностью удовлетворяет потребности соседней республики в энергоресурсах. Кроме того, сырая нефть из России поступает на Новополоцкий и Мозырский НПЗ и в переработанном виде реализуется в третьи страны.
Необходимо отметить, что минеральные ресурсы (в первую очередь нефть и нефтепродукты) являются главной статьёй белорусского экспорта. В 2018 году на них пришлось более 25% от его общего объема. Причем они с огромным отрывом доминируют в торговле с соседними государствами, такими как Польша, Украина, Литва.
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
* Более свежих данных по товарной структуре белорусского экспорта в эти страны в открытых источниках не представлено.
Еще большую долю нефть и нефтепродукты составляют в белорусском экспорте в некоторые страны Западной Европы. Например, из 1079 млн долларов экспорта в Великобританию, которая последние годы стабильно входит в пятерку ключевых торговых партнеров РБ, на эту категорию товаров в 2016 г. пришлось 944 млн.
Именно колоссальной зависимостью белорусской экономики от поставок беспошлинной российской нефти обусловлены периодически возникающие политические спекуляции на тему суверенитета. Особенно четко это показали последние события, связанные с проведением РФ так называемого «налогового маневра», лишающего Беларусь преференциальных цен на нефть. Причем вопрос компенсаций и скидок на газ поставлен в прямую зависимость от практической реализации интеграции в рамках Союзного государства. После неудачных попыток договориться по этому вопросу с российской стороной Александр Лукашенко даже дал правительству поручение разработать «балтийский путь» поставок нефти на белорусские НПЗ через порты соседних государств с целью диверсификации и недопущения давления со стороны Москвы. При этом выгоды от данной схемы на первый взгляд выглядят весьма сомнительно, т.к., вероятнее всего, через литовские или латвийские порты будет поступать все та же российская нефть, но закупаемая этими странами по мировым ценам. Данная схема в большей степени напоминает «реверсные поставки» газа на Украину и вряд ли принесет выгоду белорусской экономике.
Помимо того, что Россия является главным и ключевым торговым партнером Республики Беларусь, она является еще и основным инвестором. По данным Белстата, в 2018 году на долю РФ пришлось 38,3% ПИИ, поступающих в реальный сектор белорусской экономики. Более того, их особенностью является то, что они затрагивают фактически все ее сферы, а не концентрируются в отдельных секторах, как, например, китайские.
Таким образом, из вышесказанного видно, что белорусская экономика очень глубоко интегрирована с российской и находится в серьезной зависимости от нее. Более того, полноценно компенсировать российский рынок за счет изменения географии поставок товаров на рынки других стран и диверсификации импорта не представляется возможным в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Ровно как и заменить российских инвесторов, которые более других готовы вкладывать в белорусскую экономику и работать в сложившихся в республике условиях.
Политическая составляющая
Помимо того, что активное всестороннее сотрудничество с РФ во многом является залогом успешности функционирования белорусской социально-экономической модели, Москва фактически является гарантом и политического суверенитета республики.
Не секрет, что почти весь период своей независимости Республика Беларусь провела в режиме санкционного давления, осуществляемого странами Запада. С 1996 г. ЕС и США свели к минимуму контакты с постсоветской республикой, а ее власть до сих пор именуется отдельными политическими деятелями «последней диктатурой Европы». Несмотря на то, что с 2011 по 2015 г. большая часть санкций в отношении постсоветской республики была снята, ограничительные меры против отдельных лиц, а также эмбарго на поставку оружия продолжают действовать и были вновь пролонгированы в феврале нынешнего года Европейским союзом, а в июне и Соединенными Штатами. Кроме того, институты ЕС, в особенности Европейский парламент, по-прежнему регулярно принимают резолюции, осуждающие нарушение прав человека в Беларуси, наличие смертной казни, качество электорального процесса (на Западе до сих пор доминирует точка зрения, что последние демократические выборы в республике состоялись в 1994 г.), преследование оппозиции и т.д. По словам экс-европарламентария Яна Вирсмы, в отношениях ЕС — Беларусь постоянно возникает конфликт по поводу различной трактовки ценностей, который серьезно тормозит их развитие. Наглядным примером этому может служить весьма ограниченное по сравнению с другими европейскими республиками СНГ участие РБ в программе ЕС «Восточное партнерство».
В таких условиях только помощь и эффективное взаимодействие с союзной Россией способствовали относительно успешному социально-экономическому и политическому развитию страны. Кроме того, нельзя забывать и о том, что Москва выступает для Республики Беларусь защитником от потенциального внешнего вторжения. Практика последних десятилетий показывает, что ограничение деятельности отдельных оппозиционных партий, подавление уличных протестов и иные жесткие меры, применяемые правительствами суверенных стран и расцениваемые западными демократиями как нарушения прав человека, могут стать поводом для гуманитарных интервенций. Такого рода вмешательства во внутренние дела обычно приводят только к свержению «неугодного режима» и лишь ухудшают общую обстановку в стране. Учитывая всеобъемлющую поддержку со стороны Москвы, вероятность такого сценария в Беларуси фактически сведена к минимуму. Более того, в соответствии с «Военной доктриной Союзного государства» Беларусь является единственной страной, для защиты которой Россия может применить ядерное оружие.
Важно отметить и тот факт, что минимизация рисков внешней интервенции значительно снижает и вероятность осуществления в стране «цветной революции» по украинскому или грузинскому сценарию.
Одна система — две страны
Тема полного включения Беларуси в состав РФ серьезно не обсуждается российским руководством с 2002 г., когда властями РБ были отвергнуты четыре варианта объединения стран, предложенные Владимиром Путиным. После этого речь шла исключительно об углублении интеграции, которая является важнейшей задачей для обоих государств. По мнению автора, именно этот вариант развития отношений — с сохранением Беларуси как суверенного и дружественного государства — является максимально выгодным и для Российской Федерации. Такое предположение можно сделать по следующим причинам.
Во-первых, в современных реалиях достаточно сложно представить, каким образом может произойти полное объединение двух стран. По данным проводимых в РБ социологических исследований большая часть населения выступает против включения республики в состав Российской Федерации, причем количество сторонников объединения постоянно снижается (показатели опросов сильно разнятся). Очевидно, что против объединения выступят и представители белорусской политической элиты и крупного бизнеса, которым будет невероятно сложно сохранить свое влияние в рамках единого огромного государства. Таким образом, скорее всего, даже при гипотетическом проведении референдума большая часть белорусов выскажется против. Иные же сценарии, в т.ч. силовое присоединение республики, которыми периодически пугают некоторые западные и оппозиционные белорусские СМИ, выглядят нелепо и абсолютно не соответствуют внешнеполитическим приоритетам РФ. В этой связи детально рассматривать их не имеет смысла.
Во-вторых, потенциальное присоединение Беларуси даст огромную нагрузку на российский бюджет. Необходимость объединения двух различных экономических систем, модернизация предприятий, интеграция в рублевую зону, социальное обеспечение новых граждан и т.д. могут стать непосильной нагрузкой для РФ. Пример Крыма показал, что присоединение новых территорий — дело достаточно сложное и очень затратное. В свою очередь, углубление интеграции в рамках Союзного государства поможет каждой из стран максимально использовать свои сравнительные преимущества в экономике и эффективно взаимодействовать друг с другом.
В-третьих, суверенная Республика Беларусь способна оказывать Российской Федерации определенную поддержку на международной арене. В частности, она выразила согласие с позицией России при принятии резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины в 2014 г. Кроме того, Минск выступает удобной площадкой для разрешения военного конфликта в Донбассе. Стоит отметить и тот факт, что Беларусь всячески поддерживает позицию Москвы и Пекина о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
В-четвертых, Беларусь и Казахстан являются главными союзниками России в вопросе реинтеграции постсоветского пространства. Именно Минск и Астана (Нур-Султан) принимают самое активное участие во всех патронируемых Россией интеграционных объединениях (ЕАЭС, ОДКБ). Без качественного взаимодействия этих трех стран, которые является ядром, вряд ли удастся избежать исчезновения постсоветского пространства как единого региона.
***
- Сотрудничество с Россией является жизненно важным фактором для экономики Беларуси. РФ для нее выступает главным торговым партнером и инвестором, заменить которого не представляется возможным.
- Россия обеспечивает стабильность белорусской политической системы, защищая республику от потенциальных внешних интервенций и иных попыток вмешательства во внутренние дела.
- Российская Федерация не нацелена присоединять Республику Беларусь, а лишь настаивает на углублении взаимовыгодных интеграционных процессов. Сохранение суверенной и дружественной Беларуси — стратегическая задача российского руководства.
- Беларусь как союзное государство способна оказывать поддержку России по многим вопросам международной повестки дня.
СОНАР-2050. 05.07.2019