За словом не лезут: в ЕС затягивают старт переговоров с Албанией и РСМ
Екатерина Постникова
Переговоры о вступлении Албании и Республики Северная Македония (РСМ) в Европейский союз (ЕС), которые ранее рекомендовала запустить Еврокомиссия (ЕК), будут откладываться на максимально долгий срок. Об этом «Известиям» сообщили знакомые с ситуацией европейские источники. По их данным, до конца 2019 года ЕС не назовет даже даты начала консультаций. Теперь решение остается за членами объединения — ранее ожидалось, что о запуске диалога Совет ЕС объявит уже в июне. Тем не менее, как пояснили собеседники «Известий», за отсрочку переговоров может выступить Франция. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, недавняя рекомендация Еврокомиссии — не более чем символический жест. Сами же консультации могут затянуться на десятилетия.
В долгосрочной перспективе
Еврокомиссар по политике соседства и вопросам расширения Йоханнес Хан 29 мая заявил, что ЕК рекомендует Совету Евросоюза, представленному на уровне министров стран-членов, начать переговоры с Албанией и Северной Македонией об их вступлении в объединение. По словам политика, именно эти две страны добились успехов в реализации демократических реформ. Таким образом, решение остается за Советом ЕС, заседание которого пройдет в июне этого года в Люксембурге.
Однако рекомендация Еврокомиссии не означает, что Албания и РСМ в скором времени войдут в ЕС. Более того, как рассказал «Известиям» источник в Евросоюзе, знакомый с ситуацией, наиболее вероятно, что до конца 2019 года переговоры даже не начнутся. И не последнюю роль в этом может сыграть Париж.
В отличие от Албании, которая является кандидатом на вступление в ЕС с 2014 года, Северная Македония, числящаяся в списке претендентов с 2005-го, уже сталкивалась с внешним противодействием. Собственно, Северной Македонией эта страна стала совсем недавно — до 2018 года она называлась Бывшей Югославской Республикой Македония (БЮРМ) и своим топонимом вызывала негодование у Греции, где есть регион с названием Македония. После 27 лет споров стороны наконец урегулировали конфликт, и был запущен процесс приема РСМ в НАТО, за которым должно было последовать членство в ЕС.
— РСМ «поженили» с идеей, что через год они уже будут в Евросоюзе. Тем не менее сейчас, когда дело — начало приема в альянс — уже сделано, кто-то должен остудить ее пыл. И этим игроком, видимо, станет Франция, поскольку именно для нее тема новых вступлений сейчас будет наиболее чувствительной, — сказал другой собеседник «Известий» в европейских дипломатических кругах. — Французы намекают, что прогресс по части внутренних реформ заметен и ощутим, однако в этом году Северная Македония не получит даже даты начала переговоров.
На сегодняшний день в списке кандидатов на членство в ЕС кроме Албании и РСМ фигурируют еще три страны — Сербия, Турция и Черногория. Опрошенные «Известиями» эксперты пришли к выводу, что вовлечение Тираны и Скопье может затянуться на многие годы.
— Рекомендация Еврокомиссии — в большей степени символический жест со стороны Евросоюза. Сам же процесс приема в союз может занять более 10 лет, — сказала «Известиям» глава Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
По словам доцента кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Юлии Буланниковой, сейчас показателям членства в ЕС (копенгагенские критерии, принятые в 1993 году) больше соответствуют два других кандидата — Сербия и Черногория, которые, по различным оценкам, могут войти в союз уже к 2025 году (в случае Сербии для этого необходимо решение косовского вопроса). Что касается Албании и Северной Македонии, то частью ЕС они смогут стать лишь ближе к 2030-м годам, подытожила эксперт.
Индифферентная позиция
Вместе с тем намеренное оттягивание начала переговоров с Тираной и Скопье не означает, что Брюссель отказывается от вовлечения в свою систему восточноевропейских стран. Лишним подтверждением служит принятая в феврале 2018 года стратегия ЕС на Западных Балканах.
— В Европейском союзе есть стратегический консенсус о том, что рано или поздно все страны Западных Балкан станут его участниками, — рассказал «Известиям» завкафедрой интеграционных процессов МГИМО Николай Кавешников. — Однако Брюссель не спешит с приемом восточноевропейских стран, и на это есть две причины: во-первых, фундаментальные изменения внутри самого ЕС и, во-вторых, необходимость провести целый ряд политических и экономических реформ в этих странах, а также стабилизация в регионе с точки зрения безопасности.
Для России расширение Европейского союза принципиальной роли не играет. Как объяснил «Известиям» российский дипломатический источник, Москва не против участия этих стран в Евросоюзе — Албания и Северная Македония могут вступать куда угодно, лишь бы население этих государств поддерживало курс их руководства. Такую позицию в беседе с «Известиями» подтвердил и первый замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
— Мы относимся к этому абсолютно индифферентно, поскольку это внутреннее дело Евросоюза, — сказал сенатор. — Единственное, что можно сказать, так это то, что в ЕС наблюдается сильный дисбаланс между развитыми странами и государствами менее благополучными. А потому сейчас членство Албании и Северной Македонии может несколько дестабилизировать ситуацию внутри союза.
По оценке Владимира Джабарова, рекомендация начать переговоры о приеме Албании и РСМ в стан ЕС — скорее просто обещание, чем реальное руководство к действию. А потому и само их вступление — «процесс не сегодняшнего дня», подытожил политик.
Известия. 03.06.2019