Саммиты ШОС и СВМДА. Диалектика безопасности и развития
Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Знаковые события последних дней, 19-е заседание Совета глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в Бишкеке и Пятое Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Душанбе, имеют ключевую общую черту. Они демонстрируют неразрывную взаимосвязь региональной безопасности и устойчивого развития, двух важнейших императивов для Евразии и АТР.
Саммит в Бишкеке показал, что ШОС, изначально задуманная как специализированный механизм решения приграничных вопросов, давно переросла эту роль и превратилась в полноценную региональную международную организацию. Ее среднесрочная стратегия развития до 2025 г. предполагает взаимодействие по трем основным направлениям: противодействие «силам трех зол» (терроризм, сепаратизм, экстремизм), торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество.
Первое из них получило за прошедшие годы наибольшее развитие, а вот финансово-инвестиционное и торговое сотрудничество, по общим ощущениям стран-членов ШОС, пока отстает. Из всех подписанных ранее в рамках ШОС документов лишь 9% затрагивают вопросы экономики.
Участники саммита в Бишкеке пытались исправить эту ситуацию – из 22 подписанных на нем документов многие касаются как раз этой сферы. Хотя прорывных нет, но все они важны, так как придают импульс конкретной практической работе. Обсуждается, например, строительство железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, которая призвана дать «мощный толчок развитию торговли и взаимному росту инвестиций. Ключевые участники - Москва и Пекин - согласовали спорные моменты, и сейчас не осталось ни политических, ни финансовых преград для старта самого крупного экономического проекта ШОС.
Для наращивания экономического потенциала организация должна ускорить создание Фонда развития и Банка развития ШОС. Этот вопрос обсуждается уже 15 лет, но конкретного результата пока нет. В Бишкекской декларации, конкретики по этому вопросу также немного, но эксперты надеются на то, что в ходе российского председательства в ШОС, которое начинается после саммита в Бишкеке, этот вопрос, наконец, удастся решить.
Многие из собравшихся в Бишкеке сразу после саммита направились в Душанбе, на Пятое Совещание СВМДА. Этот диалоговый формат, предложенный в 1992 г. первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, придерживается принципов верховенства права, невмешательства во внутренние дела государств-членов и экономического, социального и культурного взаимодействия. Главной целью Совещания является расширение сотрудничества путем выработки многосторонних подходов по продвижению мира, безопасности и стабильности в Азии.
В Совещании СВМДА в Душанбе приняли участие делегации 27 стран – участниц объединения, а также 13 наблюдателей, в числе которых представители международных организаций. В итоговом документе Совещания говорится, что СВМДА, являясь важным многосторонним механизмом сотрудничества в регионе, должно укреплять многосторонний диалог и сотрудничество, а также играть бóльшую роль в продвижении равной и неделимой безопасности и общего развития. СВМДА продолжит содействовать становлению представительной, справедливой и устойчивой многосторонней модели международных отношений, углублять меры доверия, проводить консультации, укреплять совместные усилия в интересах общей выгоды, а также развивать диалог по региональной архитектуре безопасности, которая должна быть открытой, инклюзивной и основана на общепризнанных принципах международного права и Устава ООН[1].
Участники саммита в Душанбе специально отметили, что с момента принятия КНР функций председателя Совещания в мае 2014 г. (затем китайское председательство было продлено еще на 4 года и сейчас переходит к Таджикистану) Китай играл важную роль в продвижении процесса СВМДА, содействии его институциональному укреплению, принятии и осуществлении мер доверия. В 2014 г. на саммите СВМДА в Шанхае Председатель КНР Си Цзиньпин предложил идею концепции всеобщей, комплексной, основанной на сотрудничестве и устойчивой безопасности в Азии, которая получила поддержку членов СВМДА и активно обсуждалась ими и на нынешнем Совещании.
В Душанбе, как и в Бишкеке, вопросы безопасности и развития обсуждались во взаимосвязи. Как сказал по этому поводу Председатель КНР, "развитие - это основа безопасности, а безопасность - условие для развития"[2].
Кстати, российская сторона как координатор экономического измерения СВМДА придаёт особое значение работе на этом направлении. В своем выступлении на Совещании Президент РФ Владимир Путин напомнил, что именно по российской инициативе в 2015 г. в рамках Совещания был создан Деловой совет, а к нынешнему саммиту был подготовлен меморандум о взаимодействии между малыми и средними предприятиями. Россия выступает за наращивание взаимной торговли, отказ от протекционизма, нелегитимных санкций, политически мотивированных ограничений и барьеров. Она настроена на всестороннее углубление инвестиционного сотрудничества, расширение производственной кооперации на основе универсальных правил ВТО на принципах равноправия, уважения и учета интересов друг друга[3].
Оба саммита убедительно продемонстрировали, что многосторонний диалог и консультации в формате ШОС и СВМДА – неотъемлемое условие обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития стран Евразии и АТР в нынешнем турбулентном мире. Россия и Китай, основатели и активные участники этих многосторонних переговорно-консультационных механизмов, выступают гарантами их эффективной работы и перспектив развития.
__________________
[1]. «Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА», http://www.kremlin.ru/supplement/5423
[3]. «Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии», http://www.kremlin.ru/events/president/news/60756
Международная жизнь. 17.06.2019