От количества к качеству переходят Россия и Азербайджан
Инна Маринина
В последнее время наблюдается все большая активизация экономических отношений между Россией и Азербайджаном, осваиваются новые, расширяются уже действующие направления сотрудничества, российские компании вступают в проекты, которые ранее в экспертных кругах характеризовали как «проекты, направленные против или в обход России». В Баку подобную активизацию двусторонних отношений считают делом закономерным и отвечающим интересам бизнеса обеих стран и расценивают нынешнюю ситуацию в сфере сотрудничества как переход от количества и физического роста объемов к качественным сдвигам и изменениям.
Несколько дней назад в рамках Петербургского международного экономического форума «Росгеология», Российский государственный геологоразведочный университет имени С.Орджоникидзе и Национальная академия наук Азербайджана (НАНА) подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве, о чем сообщили как российские, так и азербайджанские СМИ. «Стороны намерены развивать взаимодействие в области науки, образования, подготовки высококвалифицированных отраслевых кадров, создания и внедрения инновационных технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В рамках соглашения будет рассмотрена возможность создания совместного предприятия для реализации проектов в области геологического изучения недр, решения задач прогноза месторождений, разработки инновационных цифровых технологий», – говорится в распространенной участниками соглашения информации.
Таким образом, Россия подключится к процессам, связанным с разработкой полезных ископаемых в Азербайджане, в то время как еще не так давно подобные процессы вызывали определенную тревогу в российских экспертных кругах, а осуществленные в Азербайджане, Грузии и Турции крупные проекты транспортировки энергоносителей Каспия квалифицировались однозначно как «направленные против России, в обход России» и нацеленные на лишение ее части транзитных функций.
Отметим, что заключенное между геологами соглашение – не первый шаг к интенсификации двусторонних отношений, сделанный Азербайджаном и Россией навстречу друг другу. Ранее железнодорожные администрации обеих стран достигли договоренности о транспортировке российских грузов в Турцию по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс. Той самой, которая также рассматривалась как путь в Турцию в обход России и попытка переманивания грузов, идущих из Китая в Европу через Россию, на новое, азербайджано-грузино-турецкое направление.
В Баку с подобными оценками российских экспертных кругов не согласны и утверждают, что ни один из осуществленных на территории страны значительных энергетических и логистических проектов против России направлен не был. Как заявил корреспонденту «Ритма Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде, закрыть «южнокавказский коридор» для России никто и никогда не пытался.
«Все разговоры на эту тему исходили от некоторых представителей экспертного общества, которые были направлены на дезориентацию общественного сознания. Эти люди выступали с критикой железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, до этого так же резко критиковали проекты Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Тбилиси–Эрзерум и утверждали, что все они направлены против интересов России. Но это говорили люди, далекие от сферы производства, бизнеса. Бизнес же ориентирован на получение выгоды, поиск эффективных и оптимальных путей и решений. И последние соглашения, достигнутые между Азербайджаном и Россией, – наглядное тому подтверждение», – отметил И.Велизаде.
По его оценке, нынешние двусторонние отношения характеризуются не только активными контактами на уровне отраслевых министерств и ведомств или на уровне глав регионов, но и целым рядом практических соглашений, подписанных между сторонами в последний период. Одним из таких практических соглашений и стал документ, оформленный в ходе ПМЭФ и предусматривающий активизацию сотрудничества в сфере геологии. Эксперт видит в этом и других двусторонних соглашениях предпосылки для интеграции и кооперации экономик.
«Динамика двусторонних визитов и характер подписанных за последний период документов свидетельствуют о том, что речь идет об изменении подходов к двустороннему сотрудничеству. Если раньше ставка делалась на увеличение физического объема товарооборота и доведение его до определенных величин, то сегодня речь идет об изменении качества двусторонних отношений, формировании новых площадок, где экономики и экономические субъекты двух стран могли бы кооперироваться и таким образом происходила бы своеобразная интеграция экономик двух стран уже на новой платформе», – заявил И.Велизаде.
По его словам, сотрудничество между Россией и Азербайджаном до сих пор действовало в рамках той платформы, которая была сформирована еще в советские годы, но сегодня страны ищут для него новые основания и пытаются приспособить и адаптировать его к новым условиям и потребностям.
«Что касается конкретно соглашения, подписанного в рамках Петербургского форума, дело в том, что сотрудничество между геологическими службами – вовсе не новое направление, его истоки были заложены в советский период, когда существовало Министерство геологии СССР, и азербайджанские специалисты вместе с российскими участвовали в открытии новых месторождений не только в Азербайджане, но и в Западной Сибири, и других регионах России. Сегодня речь идет о том, что Роснефть и Государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR будут совместно изучать возможности разработки месторождения Гошадаш. Это новое месторождение, которое находится неподалеку от Сумгаита. В свое время оно было открыто, но к его разработке пока не приступали», – сообщил эксперт.
По его же информации, в Азербайджане уже работают российские нефтяные компании, в частности компания «Лукойл», которая осуществляет здесь ряд проектов. Но стороны все чаще говорят о важности выхода на рынок третьих стран, в том числе в сфере маркетинга. В этом отношении у азербайджанской компании SOCAR и Роснефти большой интерес к рынку Турции и стран Балканского полуострова.
Одним из «ключевых драйверов» азербайджано-российских экономических отношений эксперт называет совместное использование и реализацию логистических проектов в регионе Южного Кавказа. Это и направление север–юг, о развитии которого стороны будут говорить в августе этого года с иранской стороной. Это также освоение уже построенных маршрутов, в том числе новой железной дороги Баку–Тбилиси–Карс.
Ильгар Велизаде считает его очень интересным для России, так как это «весьма эффективный и сравнительно недорогой маршрут, позволяющий быстро доставлять российские грузы на территорию Турции. В этом плане Азербайджан, Россия и Турция уже достигли соглашения о поставках прилегающим к турецкому Карсу регионам российской пшеницы. Ведутся переговоры о возможности транспортировки по этой же дороге других грузов.
«На сегодняшний день Баку–Тбилиси–Карс – это самый эффективный маршрут, и договоренность между Азербайджаном, Россией и Турцией открывает новые возможности – роста грузопотока, загрузки магистрали и повышения ее рентабельности. Стороны заинтересованы в том, чтобы этот маршрут работал, потому что запущен он был недавно, и желательно загрузить его конкретными товарами не только из Китая, откуда они идут с большим интервалом, но и грузами из других стран, в том числе из России», – пояснил И.Велизаде.
На подобные трехсторонние соглашения России с Азербайджаном и Турцией, особенно касательно железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, грузинские власти отреагировали молчанием, но возмущение и беспокойство выразили некоторые представители экспертных кругов, которые «пожурили» азербайджанских и турецких партнеров Грузии за заключение соглашений за её спиной. Беспокойство было связано именно с тем, что дорогу открывают для России.
Отвечая на подобные обвинения, азербайджанский эксперт подчеркнул, что при заключении трехсторонних соглашений с Россией Турция и Азербайджан ранее оформленных с Грузией договоров не нарушала и за рамки этих договоров в данном случае не выходила. Более того, привлечение на новую железную дорогу российских грузов выгодно и для Грузии, так как она будет получать свою долю дохода от транзита этих грузов.
Таким образом, проекты, которые в свое время задумывались как альтернатива российским путям транспортировки энергоносителей и грузов в Европу, стали испытывать определенные трудности с загрузкой, и на выручку им в данном случае пришла Россия. На сегодняшний день единственной страной в регионе, власти которой открыто обвиняют Россию в «оккупации и агрессии», остается Грузия. Возможно, сотрудничество ее стратегических партнеров с «агрессором» будет способствовать смягчению напряженности в двусторонних отношениях, а в дальнейшем – и их нормализации.
Ритм Евразии. 14.06.2019