Избежать рецессии в России становится все труднее
Анатолий Комраков
Главной темой неофициальной повестки Петербургского экономического форума становится риск технической рецессии в России. В начале июня в РФ отмечено явное падение нефтедобычи. Снижаются также повседневные расходы населения и грузоперевозки. В результате в РФ, весьма вероятно, будет зафиксировано снижение ВВП в течение двух кварталов подряд, что точно соответствует определению рецессии. Независимые эксперты не видят причин для ускорения экономики. А академики РАН утверждают, что стагнация экономики – это результат осознанной политики властей РФ.
Предположения о начале экономического спада (рецессии) в России получают все больше подтверждений. Во вторник агентство Reuters сообщило о резком спаде нефтедобычи в РФ, что связывают с загрязнением нефтепровода «Дружба». Мощности этого экспортного нефтепровода сейчас используются для обратной откачки грязной нефти в хранилища на территории России. В связи с дефицитом пропускных мощностей нефтяники в РФ вынуждены сокращать добычу сырья. По расчетам Reuters, добыча нефти в начале июня упала до минимума с лета 2016 года. Эксперты приводят расчеты, согласно которым этот фактор неизбежно приведет к падению ВВП второй квартал подряд, что является формальным признаком технической рецессии.
Поставки российской нефти в Европу по трубопроводу «Дружба» после загрязнения постепенно возобновляются, но дефицит пропускных мощностей «Транснефти» для экспорта сохраняется, что вынуждает производителей сокращать добычу сырья. Среднесуточная добыча нефти и газового конденсата за первые три дня июня рухнула почти до 10,9 млн барр. в сутки со среднего показателя по итогам мая в 11,1 млн, сообщили Reuters два источника. По расчетам агентства, добыча достигла минимума с лета 2016 года.
Директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития) замечает, что объем добычи нефти стал на 1,8% меньше, чем добывалось год назад. «Если в июне добыча сохранится на этом уровне, то во втором квартале сокращение среднесуточной добычи составит 2,3% по отношению к первому кварталу. Такой провал в добыче нефти увеличивает вероятность ухудшения экономической динамики в текущем квартале», – пишет Тремасов.
Ранее он приводил свои расчеты по темпам роста ВВП РФ в первом квартале, согласно которым тогда также произошло падение. Росстат сообщал, что темпы роста российской экономики замедлились в первом квартале, но удержались в плюсе. Рост составил 0,5% в годовом выражении, что, впрочем, само по себе является минимальным показателем с четвертого квартала 2017 года и существенно ниже прогнозов Минэкономразвития и Центробанка. Однако, по расчетам Тремасова, с устранением сезонных и календарных факторов ВВП сократился за первые три месяца 2019 года по отношению к предыдущему кварталу на 1,6%.
Уже тогда экономисты начали предупреждать о возможном начале рецессии в экономике РФ. Бывший советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что страна в прошлом году вступила в новую – пятую по счету – рецессию. По его данным, в целом в экономике она началась полгода назад, в транспорте и торговле – девять месяцев назад, а в строительстве – семь месяцев назад (см. «НГ» от 19.05.19).
Проблемы с трубопроводом увеличивают вероятность того, что и в текущем квартале экономика продолжит движение вниз, считает Тремасов, так как никаких поддерживающих факторов со стороны внутреннего или внешнего спроса не видно.
Сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ Тремасов называл одной из причин провала экономики в первом квартале 2019 года, в то время как восстановление добычи нефти во втором полугодии прошлого года было одним из факторов ускорения экономики. Теперь к обязательствам в рамках ОПЕК+ добавилось «добровольное» ограничение, связанное с необходимостью занимать экспортную трубу и хранилища в РФ возвращаемым из Европы некондиционным топливом.
Потери экономики России могут возрасти до десятков миллиардов долларов, если простой трубопровода «Дружба» затянется, предупреждали в мае опрошенные Reuters эксперты. Аналитики Capital Economics подсчитали, что если Россия в течение года будет сокращать добычу и экспорт нефти на 1 млн барр. в сутки, это снизит рост ВВП на 0,8 процентного пункта.
Тремасов предупреждал и о возможном негативном влиянии на рост экономики сокращения экспорта газа, а по данным «Газпрома», в страны дальнего зарубежья 1 января – 15 мая 2019 года компания поставила 72,3 млрд куб. м газа – на 7,3% меньше, чем за четыре с половиной месяца прошлого года.
Жесткую бюджетную политику властей также называют среди причин, которые могли негативно повлиять на спад экономического роста в первом квартале и сохраняются во втором. При этом сигналов о том, что она будет смягчаться, со стороны властей не слышно. Минфин отправляет весь бюджетный профицит в резервы, весьма успешно занимает на рынке, продавая гособлигации и направляя значительную часть этих заимствований на покупку валюты.
Ученые высказывают мнение, что экономику России сдерживают не разрозненные отраслевые или локальные причины. Она тормозится той самой экономической политикой, которую проводят власти. Замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) Александр Широв на недавнем российско-французском семинаре «Финансово-экономическая динамика в России и Европе» объяснил, что за последние два года мировые цены на нефть выросли на 60%, золотовалютные резервы – на 24%, розничная торговля добавила 3,9%. При этом реальные располагаемые доходы населения упали на 1,8%, а номинальный курс рубля – на 13%. «Если бы мы жили в условиях 2010–2012 годов, такой рост цен на нефть, доходов от сырьевых производств неизбежно привел бы к укреплению курса рубля, доходов населения и с высокой вероятностью – к более высоким темпам экономического роста. Однако этого не происходит», – заявил Широв. По его мнению, главная проблема в том, что меры экономической политики, которые превалируют в России, сдерживают спрос. «Они сдерживают спрос и населения, и инвестиционный спрос предприятий. Происходит это потому, что реализуется так называемая политика макроэкономической стабилизации, суть которой в привычном макротреугольнике: низкий бюджетный дефицит – низкая инфляция – стабильный курс», – пояснил ученый.
О сдерживании спроса говорит и свежее исследование холдинга «Ромир». По его данным, с 27 мая по 2 июня повседневные расходы россиян в среднем составили 4183 руб., что на 1,5% меньше, чем неделей ранее, а по сравнению с аналогичной неделей прошлого года индекс похудел на 0,5%. Казалось бы, малозначительные цифры, едва заметное падение, но ведь падение. Если Росстат «ловит» 0,5% роста ВВП, то и рядовые граждане не могут игнорировать длящееся годами сокращение своих доходов, потому и реагируют падением расходов, пусть даже и на 0,5%.
Независимая газета. 04.06.2019