Время пошло: Додон поставил срок для формирования правящей коалиции
Илья Киселев
Уже мало кто в Молдове сомневается, что нынешний созыв парламента войдет в историю как самый непродуктивный, самый разобщенный и, судя по тому, как развиваются события, – самый короткий.
Нельзя не отметить, что подобный ход развития событий обсуждался как наиболее вероятный еще задолго до самих парламентских выборов, которые состоялись 24 февраля этого года. С тех пор прошло уже три месяца, за которые удалось провести всего лишь одно заседание законодательного органа в новом составе. При этом до сих пор у парламента нет руководящих органов – не избран спикер и его заместители, не сформированы парламентские комиссии и постоянное бюро, осуществляющее организационную функцию работы парламента. Единственное, чего удалось добиться новым депутатам парламента, – это сформировать фракции, но на этом дальнейшие организационные процессы безнадежно забуксовали.
Какова же причина происходящего? В чем заключается специфика молдавской политики, которая определяет подобное развитие событий?
В результате прошедших парламентских выборов депутатские мандаты получили очень разнородные политические силы. Наибольшее число депутатских мандатов - 35, как и на предыдущих парламентских выборах, получила Партия социалистов, увеличив при этом свое представительство на 10 депутатов. Социалисты являются пропрезидентской партией, поддерживающей главу государства Игоря Додона и выступающей за проведение Молдовой сбалансированной внешней политики, сохранение нейтралитета страны и восстановление дружеских отношений с Россией и ЕАЭС.
Второй по представительству - 30 мандатов в парламенте – стала проевропейская Демократическая партия, контролируемая олигархом Владом Плахотнюком и находящаяся у власти в последние годы.
Проевропейский блок ACUM, состоящий из двух партий – PAS Майи Санду и PlatformaDA Андрея Нэстасе, – получил 26 депутатских мандатов. Эти две партии позиционируют себя как оппозицию демократам, но также выступают за европейскую интеграцию Молдовы.
Еще 7 мандатов получила партия «Шор», созданная бизнесменом Иланом Шором, который, согласно отчету детективного агентства Kroll, причастен к выводу из банковской системы Молдовы суммы в 1 млрд долларов США. Кроме этого, И.Шор осужден судом первой инстанции за мошенничество и приговорен к 7,5 года заключения. В настоящее время приговор оспорен и рассматривается в Апелляционном суде.
Еще 3 мандата из 101 места в парламенте получили независимые кандидаты. Таков оказался расклад, из которого становится понятно, что для создания парламентского большинства и утверждения правительства необходимо создание коалиции.
Еще до выборов эксперты-политологи выражали сомнение в том, что коалиция будет создана, несмотря на то что рассматривались разные варианты. «Антиолигархическая» коалиция ПСРМ и ACUM, направленная на отстранение от власти олигарха и проведение реальных реформ, натолкнулась на множество препятствий. Это и диаметрально противоположенные взгляды социалистов и акумовцев по вопросам геополитики, и стремление лидера PAS М.Санду взять реванш на президентских выборах-2020 за поражение во втором туре от И.Додона на выборах-2016, и непонимание депутатами ACUM простейших и очевидных механизмов функционирования власти.
Ярким примером этого может служить выдвинутый акумовцами так называемый антиолигархический пакет законов, который по их словам, способен в течение короткого срока отстранить от власти демократов и лишить олигарха Плахотнюка практически неограниченной власти в стране. Правда, непонятно, каким образом в этом «пакете» предлагаемых законов оказался молдавский аналог «закона Магнитского», налагающий санкции на целый ряд граждан России. Тем не менее представители блока ACUM продвигают эти законы как панацею и инструмент для спасения Молдовы.
При этом акумовцы категорически отказываются понимать, что для принятия этих законов существует определенная процедура, включающая, кстати, избрание руководящих органов парламента на основе создания парламентского большинства и коалиции. Представители блока ACUM категорически заявляют об отказе вступать в какие-либо коалиции или выдвигают для начала переговоров заведомо неприемлемые условия.
Например, они потребовали для своих представителей посты спикера и премьер-министра, как это было в ходе разовых консультаций с Партией социалистов. Представители самой крупной парламентской фракции социалистов резонно возразили, что ACUM в парламенте – на третьем месте по числу депутатов и не может рассчитывать на оба поста и предложили только пост премьер-министра и шесть министерских портфелей из девяти существующих. Пост спикера и три министерства, определяющие внешнюю политику, социалисты хотели оставить за собой.
Помимо этих моментов, ряд поступков и высказываний представителей ACUM в последнее время сделал возможность коалиции социалистов с ними еще менее вероятной. Октавиан Цыку, один из депутатов этого блока, выступая 9 мая на одном из телеканалов, заявил: «Большая проблема заключается в том, что СССР победил в этой войне…» Чуть позже другой депутат от ACUM Думитру Алайба принял активное участие в попытке проведения гей-парада в Кишиневе. Кроме этого, депутаты-акумовцы приняли активное участие в агитации за унионистские партии Румынии на выборах в Европарламент.
Данные высказывания и действия депутатов ACUM прямо противоречат идеологическим принципам Партии социалистов и только усиливают противоречия между этими политическими силами.
Что касается возможности создания коалиции между социалистами и демократами, то Республиканский совет Партии социалистов, состоявшийся вскоре после выборов, категорически отверг подобную возможность. Надо сказать, что демократы объявляли о готовности начать переговоры по созданию коалиции с любой политической силой в Молдове и даже предлагали блоку ACUM начать таковые. Однако это предложение было отвергнуто.
В сложившейся ситуации роль независимого арбитра взял на себя президент Игорь Додон. Он провел неоднократные консультации с представителями всех трех партий (кроме партии «Шор»). Во многом благодаря его инициативам и состоялись хотя бы единичные попытки достигнуть политического компромисса и сформировать парламентское большинство.
При этом даже ряд проевропейских политологов из тех, кто обычно критикует И.Додона, не могли не признать его роли во внутриполитических процессах в стране. Так, известный политолог Анатол Цэрану заявил: «Господин Додон – это стопроцентный политик. Он из любой ситуации выжмет, как из лимона, последнюю каплю. В этом смысле он добивался наибольшего благоприятствования для своей политической позиции…
Во-первых, он сразу выступил и сказал: «Я выхожу с инициативой для того, чтобы разрешить кризисную ситуацию, которая есть в парламенте»… Он пригласил парламентские фракции, хотя закон его к этому не обязывает.
Он обратился в Конституционный суд для того, чтобы отбить любые обвинения в том, что он якобы не довел до конца свою инициативу и не использовал все свои прерогативы, для того чтобы решить этот политический кризис, который возник в результате того, что не может сформироваться парламентское большинство. Сейчас у него руки развязаны. Он чист перед общественным мнением. То есть он выиграл очередную партию», - подвел итог политолог.
На минувшей неделе президент Молдовы провел брифинг, на котором заявил, что направил в Конституционный суд очередной запрос для уточнения даты, когда он будет иметь право распустить парламент для проведения досрочных выборов. «Я считаю, что у вас осталось две недели, - отметил И.Додон, обращаясь к депутатам, - либо вы займетесь работой и найдете общий язык, либо я вынужден буду распустить парламент. Время пошло!».
На сегодняшний день эксперты расценивают вероятность роспуска парламента в 90%. Досрочные выборы могут пройти в октябре-ноябре этого года.
Ритм Евразии. 27.05.2019