Вьетнам перерос роль младшего партнера России

Григорий Локшин, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН


В Россию с официальным визитом прибыл член Политбюро ЦК КПВ, премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Суан Фук. Это уже его второй визит в РФ в статусе главы правительства. Первый был ровно три года назад и особо запомнился началом строительства крупного агрокомплекса в поселке Быково Волоколамского района Подмосковья. Вьетнам вкладывает 2,7 млрд долл. в создание здесь современного мясо-молочного комбината, который будет работать на базе специально выведенной в Австралии породы коров.

Визит вьетнамского премьера приурочен к началу перекрестного Года Вьетнама в России и Года России во Вьетнаме. Они посвящены 70-летию установления дипломатических отношений и 25-летию договора 1994 года «Об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам». Обе даты свидетельствуют о том, что Вьетнам – наш давний и надежный партнер в Азии. Его еще часто называют «мостом в Юго-Восточную Азию». Но это не тот мост, по которому можно просто пройти и, вытерев ноги, двинуться в другие страны региона. На наше сотрудничество внимательно смотрят политики и деловые круги Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и делают выводы.

Партнерство с Вьетнамом и с другими странами АСЕАН – важное направление совершаемого Россией «поворота на Восток». Оно необходимо не как альтернатива нашему главному партнеру в Азии – Китаю, а наряду с ним и как возможность диверсифицировать наши торгово-экономические отношения на Востоке, не складывая «все яйца в одну корзину».

Встречи глав правительств – это всегда итог длительных переговоров на уровне экспертов. Список тем, по которым нужно принять решения в Москве, весьма широк, и все они имеют большое значение для экономики России и Вьетнама. В их числе: строительство российско-вьетнамской ТЭС «Лонг Фу-1». Российский партнер в проекте – компания «Силовые машины». Готовилось создание совместной авиакомпании Vietstar Airlines с базовым авиалайнером SSJ-100. Однако после последних трагических событий такое сотрудничество оказалось под вопросом. Продолжается обсуждение дальнейшей судьбы АЭС «Ниньтхуан-1», строительство которой было остановлено после катастрофы на японской АЭС в Фукусиме. Обсуждается также ряд других проектов. Наряду с ними готовится создание платежного канала ВТБ, Банка инвестиций и развития Вьетнама и Вьетнамо-российского банка.

Важная особенность российско-вьетнамского стратегического партнерства состоит в высоком уровне связей в сфере обороны и безопасности. Россия традиционно является и в обозримом будущем останется главным партнером Вьетнама по военно-техническому сотрудничеству, хотя конкуренция и здесь растет с каждым годом. Российский ВПК начал преодолевать один из своих главных недостатков – отсутствие системы послепродажного обслуживания. В октябре 2018 года подписан контракт на строительство Центра технического обслуживания и ремонта вертолетов в Вунгтау. Центр предназначен для обслуживания не только вьетнамских вертолетов, но и машин соседних стран. Новой формой является лицензионное производство ряда видов российского оружия на территории СРВ.

Сотрудничество наших стран особенно успешно развивается в энергетической сфере. В рамках соглашений о разделе продукции российские компании чувствуют себя вполне уверенно. Оказалось, что существует множество возможностей для диверсификации закупок необходимого оборудования в обход западных санкций. В сентябре прошлого года подписан меморандум о сотрудничестве в поставках сжиженного природного газа (СПГ) и развитии газовой электрогенерации. Но и вьетнамские компании все заметнее расширяют участие в разработке месторождений нефти в Ямало-Ненецком автономном округе.

И все же Россия, к сожалению, не входит в число главных торговых партнеров Вьетнама. Объем торговли в 2018 году едва достиг 5 млрд долл. В российском внешнеторговом балансе она составляет менее 1% при значительном дефиците России. К 2020 году стороны намечали удвоить товарооборот, но пока это не удается. Остается надеяться, что новые соглашения, которые будут подписаны на этот раз, и уже реализуемые проекты позволят все-таки решить эту задачу.

Вьетнам давно перерос роль младшего партнера, нуждающегося в нашей помощи и поддержке. Сегодня это быстроразвивающаяся 94-миллионная страна, пробившаяся в ряды государств среднего уровня. Между РФ и СРВ выстроена разветвленная система активных политических контактов и диалога на всех уровнях. И уже многие годы обе стороны отмечают близость или совпадение позиций почти по всему спектру глобальных и региональных проблем. Это не исключает и некоторых различий, связанных с собственными проблемами сторон.

Вьетнам с самого начала поддержал стремление российской дипломатии установить приемлемые для всех правила игры в АТР на принципе равной и неделимой безопасности. В 2010 году на саммите АСЕАН в Ханое Россия выступила с призывом строить общий тихоокеанский дом. Но события развернулись так, что этот призыв тогда услышан не был. Хотя вернуться к нему не поздно и сегодня, тем более что обстановка в мире и регионе сильно изменились и явно настало время, во-первых, активизировать усилия на этом направлении, а во-вторых, придать им большую гласность. Немало этому может способствовать и то, что в будущем году пост председателя АСЕАН вновь займет Вьетнам.

Независимая газета. 20.05.2019

Читайте также: