В неоплатном долгу: зачем Зеленскому предложили объявить дефолт
Николай Подгорный
Вернувшийся на Украину опальный олигарх Игорь Коломойский буквально в первые же дни свой активной деятельности взбудоражил всю страну. В интервью The Financial Times он призвал новые власти в Киеве отказаться платить долги западным кредиторам, объявив дефолт по примеру Аргентины и Греции. В администрации президента Владимира Зеленского не сразу нашли что ответить на неординарный выпад, и в итоге отказ властей от этой меры прозвучал не очень убедительно. В ситуации с новым дефолтом Украины разбирались «Известия».
Эта музыка будет вечной
Тема дефолта для Украины — из разряда вечных. Что, впрочем, вполне логично для государства, давно находящегося на «коротком поводке» МВФ: любые попытки поиграть в самостоятельность сразу же ведут к гласной или негласной заморозке кредитования. А поскольку другие игроки согласны кредитовать Украину на крайне невыгодных условиях, то прекращение сотрудничества с МВФ и угроза дефолта — две стороны одной медали.
На пороге дефолта Украина находилась всего четыре года назад. Искать ответственных за это сейчас бессмысленно, поскольку виноваты коллективно все представители истеблишмента, так или иначе принимавшие участие в «возвращении» Украины в Европу. В этом процессе принимал участие даже Виктор Янукович, который определился с вектором еще в 2011 году.
Россия в то время была занята созданием Таможенного союза, переросшего со временем в Евразийский. И поскольку Украина в этом интеграционном объединении участвовать отказалась, то и рынки сбыта для нее начали постепенно закрываться. С 2012 года украинские СМИ периодически поднимали тему неких «торговых войн» — сырной, шоколадной, вагонной и так далее.
При этом Киев продолжал активно покупать российские энергоносители, из-за чего торговый баланс Украины с РФ в 2012–2013 годах существенно ухудшился, а золотовалютные резервы сократились с $31,8 млрд в январе 2012-го до $20,4 млрд спустя ровно два года. И продолжали активно падать: уже к началу 2015-го, после потрясений, связанных с государственным переворотом, в казне осталось всего $7,5 млрд, а значит, уже к середине 2015 года их не осталось бы вовсе.
История «спасения» Украины от дефолта в 2015 году тесно связана с фамилией тогдашнего министра финансов, гражданина США Натальи Яресько. Было заявлено, что после длительных переговоров ей удалось договориться о реструктуризации внешнего долга Украины на сумму $23 млрд. Срок выплат по этим долгам наступал как раз летом 2015 года, но платить Киеву было нечем.
По официальной версии, Яресько добилась списания 20% суммы долга, после чего он снизился до $19,3 млрд. Кроме того, Украине дали кредитные каникулы: выплаты по отсроченным платежам стартуют только в этом году и продлены до 2027 года. Взамен кредиторам предложили увеличение купонного дохода по украинским облигациям со средневзвешенных 7,22% до 7,75%. Кроме того, тогдашняя глава минфина согласилась на выпуск специальных долговых инструментов. В случае если ВВП Украины превысит $125,4 млрд, а экономика будет расти быстрее чем на 3% в год, кредиторы будут получать специальный доход: 15% от превышения трехпроцентного порога. Если же рост экономики превысит порог в 4% — инвесторы получат 40% от суммы роста. И каждого последующего. Причем платить Украина будет обязана вплоть до 2040 года.
При этом есть основания полагать, что реальные условия недопущения дефолта либо вообще неизвестны, либо опубликована только их часть. Так, уже летом 2015 года, еще до достижения соглашения с кредиторами, минфин засекретил показатели внешнего долга Украины. Вновь эта информация стала публичной только осенью 2017 года — и лишь после того, как министерство обязали это сделать в судебном порядке. Но проблема в том, что засекречены не только данные о сумме долга, а всё соглашение в целом. Поэтому даже теперь, когда минфин обязали раскрыть его детали в судебном порядке, версия событий, озвученная для общественности еще в 2015 году, до сих считается правдивой. При этом скептики — в их числе экономист Даниил Монин — справедливо указывают, что долг с большой долей вероятности не был списан.
В соглашении ясно сказано: взамен каждой тысячи долларов с доходом 7,22% инвесторы получили $800 с доходом 7,75% и $200 с нулевым доходом. То есть Украине разрешили не платить проценты с пятой части долга, но тело кредита она все равно обязана вернуть. Хотя «разрешили не платить» — это тоже слишком громко сказано. Ведь за это «не платить» Украина как раз заплатит — если ее экономика будет расти выше 3% в год. Хотя можно и не расти, конечно, погружаясь в нищету и теряя население.
«Давайте станем Грецией»
Что же именно предложил Украине и ее новому президенту олигарх Игорь Коломойский?
Свое заявление бизнесмен сделал в интервью изданию Financial Times, опубликованном 26 мая. В нем он советует Украине брать пример с Греции и Аргентины: «По моему мнению, мы должны относиться к нашим кредиторам, как Греция. Это пример для Украины. <…> Сколько раз Аргентина объявляла дефолт? И что, они его реструктуризовали». В довершение он призвал ЕС и США списать Украине все долги: «это ваша игра, ваша геополитика. Вас не интересует Украина. Вы хотите навредить России, а Украина — просто предлог».
К слову, похожие мысли Коломойский высказывает уже не впервые. Причем в более ранних интервью он специально оговаривался, что не предлагает вообще плюнуть на долги, а ведет речь о более «мягком варианте»: «Я же не предлагаю их не отдавать. Дефолт — это не есть аннулирование долгов. Мы же не советское правительство в 17-м году.<…> Технический дефолт — это невозможность в данный момент вернуть деньги. Разберем, что было в 14-м году. Казна была пустая? Нам было чем платить? Почему мы не объявили дефолт? Это же не страшно».
Почему же сенсацией позиция опального олигарха стала только теперь? О дефолте Коломойский заговорил после вступления в должность Владимира Зеленского. Нового президента многие на Украине считают ставленником днепропетровского олигарха. А кроме того, раньше Коломойский рассказывал о преимуществах дефолта украинским журналистам. А тут — сразу FT, одному из ведущих экономических изданий мира, которое в обязательном порядке читают инвесторы и экономисты планеты.
Ну и время для заявления, конечно, тоже подобрано «удачно» и явно с умыслом: с 21 мая на Украине работает миссия МВФ, решается судьба очередного транша в размере $1,3 млрд. Плюс правительство фактически в отставке, парламент с сомнительной легитимностью, а тут еще и бизнесмен, которого считают новым украинским серым кардиналом, предлагает объявить дефолт.
Эксперты против
Украинские экономисты и политики предложение Коломойского комментируют по-разному, хотя в основном «дефолтную» идею в Киеве не одобряют. «Я думаю, в сегодняшних условиях это малоэффективный путь и вряд ли Украина сможет по нему пойти», — заметил лидер партии «Слуга народа» и один из спикеров нового президента Дмитрий Разумков. Солидарен с ним и советник Зеленского Данила Гетьманцев: «Я не знаю, что советует президенту господин Коломойский и советует ли вообще. Со своей стороны я считаю, что выполнение Украиной своих обязательств перед нашими партнерами является залогом построения стабильной экономики, оздоровления государственных финансов. Но это вопрос не только экономики, это вопрос и демократии в нашей стране как таковой. Насколько я помню, необходимость выполнения финансовых обязательств перед западными партнерами неоднократно подчеркивал президент как в период избирательной кампании, так и после нее».
Также эксперты указывали, что днепропетровский олигарх помимо всего прочего слишком романтизирует ее финансовое положение. К примеру, Греция в отличие от Украины — одна из стран Европейского союза, и это никак нельзя списывать со счетов. В частности, Евросоюз соглашался на списание долгов, чтобы не допустить расширения кризиса по еврозоне. Украине ждать помощи неоткуда. К тому же сегодня, несмотря на дефолт 2015 года, Греция восстановила свои отношения с МВФ и исправно платит фонду.
Впрочем, официальный ответ Киева олигарху прозвучал спустя трое суток после громкого заявления. Его озвучил в ходе брифинга секретарь Совета национальной безопасности Украины, бывший министр финансов Александр Данилюк. Чиновник громко высказался, что невыполнение Украиной своих обязательств по долговым инструментам является «дорогой в никуда», подрывающей доверие к государству и ведущей к негативным последствиям для населения, — поэтому такие решения Зеленским даже не рассматриваются.
Мотивы Коломойского
При этом вне обсуждения все это время остается главный вопрос: зачем днепропетровский олигарх вообще выступил с такой идеей, да еще со страниц самого влиятельного экономического издания планеты? Единства мнения по этому вопросу нет даже у источников, близких к окружению бизнесмена.
Существует, к примеру, версия о том, что бывший губернатор хочет сыграть на государственном долге Украины, скупив его по дешевке. Другие уверены, что это выпад в сторону администрации американского президента Дональда Трампа, которая требует от Зеленского минимизировать контакты с олигархом. Но есть и третья версия. Дефолт Украины неизбежно будет сопровождать кризис — страна лишится всех внешних источников кредитования и любой, у кого есть свободные деньги, станет самым влиятельным игроком в стране.
У Коломойского свободные средства есть. Перед тем как команда президента Петра Порошенко национализировала Приватбанк, принадлежавший олигарху, появилась информация о том, что финансовый институт успел вывести за рубеж порядка $2 млрд, оформленных как авансовые платежи за импорт. Самое время конвертировать эти деньги во власть. Есть один нюанс — для этого все остальные должны остаться без денег.
Ну и главное, в чем сходятся во мнении все наблюдатели, точку в истории, несмотря на категорическое отмежевание администрации президента от истории, ставить рано. Коломойский славится тем, что старается продавить свои идеи до конца — а здесь идея высказана максимально публично и прямо. А кроме того, у страны нет запаса прочности — и любой период политической турбулентности может завершиться тем, что дефолт из гипотетической идеи станет вполне себе реальным сценарием.
Также нужно понимать, что де-факто Украина и так находится в состоянии дефолта, просто Киев и Запад предпочитают этого не замечать: власти страны уже однажды отказались выплачивать $3 млрд долговых обязательств перед Россией. Теперь, спустя четыре года, олигарх предлагает президенту отказаться платить и другим кредиторам тоже. Иначе и быть не могло.
Известия. 30.05.2019