Стратегия Евразийского банка развития: взгляд из Беларуси
Евразийский банк развития известен как один из важнейших участников строительства евразийской интеграции. Являясь достаточно молодой финансовой организацией (Банк был учрежден в 2006 г.), он играет значительную роль в экономиках стран Евразийского экономического союза и Таджикистана, стимулируя их экономический рост и расширение торгово-экономических связей. Инвестируя в крупные проекты, Банк способствует развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве, а инициативы в гуманитарной сфере позволяют укреплять экономическую интеграцию с социальной точки зрения. Портал «Евразия.Эксперт» запускает цикл интервью с представительствами Евразийского банка развития во всех странах. Роль банка в финансовой системе и подробности о наиболее интересных проектах раскрыл заместитель директора ЕАБР по Республике Беларусь Владимир Ермолович.
- Владимир Викторович, в июне 2018 г. Евразийский банк развития принял новую среднесрочную Стратегию Банка на 2018-2022 гг. Какая роль в ней отводится Беларуси? Реализации каких инвестиционных проектов в республике следует ожидать в ближайшей перспективе?
- Миссия Банка заключается в содействии становлению и развитию рыночной экономики государств-участников, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.
Стратегия ориентирована на то, чтобы значительно увеличить присутствие Банка в государствах-участниках в качестве институционального инвестора, а также оказывать наибольшее влияние на процесс интеграции их экономик между собой для того, чтобы каждая страна имела возможность наращивать действующие производственные мощности конкурентоспособной продукции, создавать новые высокотехнологичные производства и развивать торгово-экономические связи.
Беларусь, как и другие государства – участники Банка, имеет равные возможности и права на реализацию Стратегии посредством не только участия в управлении Банком через институт полномочных представителей, но и более тесного взаимодействия в подготовке и предоставлении проектов в реальном и финансовом секторах экономики.
Безусловно, интересы Банка лежат в разных сферах. Прежде всего, мы сосредоточены на том, чтобы финансировать значимые для стран-участников инфраструктурные проекты на всех видах транспорта, а также объектов инженерной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.
Банк определил наиболее приоритетные для себя отрасли: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлургическая и горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, агропромышленный комплекс.
Мы продолжим активно работать с национальными банковскими системами в рамках синдицированного кредитования, предоставления средств для торгового финансирования и поддержки среднего и малого бизнеса.
В новой Стратегии появились инновации. Стремительное развитие информационных технологий и IT-сектора не проходят незамеченными. Сейчас ведутся активные поиски проектов, удовлетворяющих миссии и стратегии Банка, в информационной индустрии. Надеюсь, Беларусь возглавит этот процесс, как она сделала это в сфере внедрения ICO (криптовалют – прим. «ЕЭ»).
По мнению экспертов, Беларусь – одно из лучших государств для проведения ICO.
Соответствующий рейтинг представили накануне конференции Block Show Europe-2018. Мы находимся в десятке ведущих государств, наряду с Швейцарией, Мальтой, Великобританией, Германией и др. европейскими странами.
Какой-то конкретной особенности в стратегии для каждой страны нет, за исключением того, что предусмотрено «страновое» распределение текущего инвестиционного портфеля, где на долю Беларуси должно приходиться не менее 25%. В общем, все то, что способствует развитию и становлению национальных экономик государств, нам интересно, и у Банка достаточный и ресурсный, и кадровый потенциал, чтобы над этим эффективно работать. Но, во-первых, проекты должны соответствовать миссии и стратегическим целям Банка, а во-вторых, они должны удовлетворять национальным экономическим интересам для того, чтобы государство получило от этого максимально возможную выгоду.
- В минувшем году ЕАБР открыл корреспондентский счет для внутриреспубликанских расчетов в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь. На что нацелена данная мера и каких результатов ее реализации планируется достичь?
- Евразийский банк развития активно работает над формированием и внедрением расчетно-клиринговой системы для взаимных расчетов между государствами – участниками Банка. Разумеется, прежде всего это касается субъектов хозяйствования, но также системой могут воспользоваться и государственные финансовые органы.
Если говорить коротко, то смысл данной системы заключается в том, чтобы уйти от всемирных валют и иметь их лишь в качестве эквивалента перерасчета, а в физических платежах пользоваться исключительно национальными валютами.
Для этого нужно восстановить систему корреспондентских взаимоотношений между банками с участием Центральных банков каждого государства. В связи с этим в Национальном банке Беларуси были открыты корреспондентские счета не только в белорусских и российских рублях, но в других валютах. В прошедшем году Банк приступил к расчетному обслуживанию своих клиентов. И сегодня перед нами стоит задача активной популяризации новой услуги Банка. Мы уже открываем счета коммерческим организациям, привлекаем денежные средства клиентов во вклады и можем это делать, соответственно, в разных валютах.
Пока на территории Беларуси в инвестиционной сфере банк работает в трех валютах (доллар США, евро и российский рубль), и мы очень хотим начать работу с белорусским рублем, то есть формировать инвестиционный портфель проектами, в том числе финансируемыми в белорусских рублях.
В связи с этим и был сделан этот первый шаг.
- А какие потенциальные выгоды могут быть у тех, кто берет такие кредиты (не в иностранной валюте, а в белорусских рублях)? Я так понимаю, что это другая процентная ставка?
- Безусловно. Мы надеемся и рассчитываем на то, что будем более конкурентоспособны на белорусском рынке с кредитами в национальной валюте, чем коммерческие банки. Потому что у нас есть возможность вкладываться в длинные деньги, плюс перед Банком не стоит задача получать прибыль любой ценой.
Повторюсь, задача нашего банка – развитие экономики. Поэтому акционеры не ставят перед Банком задачу максимального извлечения и наращивания прибыли, что позволяет нам устанавливать процентные ставки по кредитам с минимальной маржинальностью.
Речь идет о том, чтобы Банк просто имел возможность кредитовать на такой период, в котором мы чувствуем себя комфортно в рамках существующей белорусской экономики, где присутствует инфляция, плавающий курс белорусского рубля по отношению к другим валютам. Тем не менее мы рассчитываем, что сможем стабилизировать процентную ставку таким образом, чтобы и нашим клиентам было комфортно, и Банк не нес убытки на сделках, связанных с выдачей кредитов в белорусских рублях. Пока еще нет определенности с тем, какими будут сроки кредитования и другие условия финансирования, но мы надеемся, что это будут одни из лучших условий на белорусском финансовом рынке.
- Кто является вашими основными клиентами в Беларуси? Это представители крупного бизнеса, среднего или малого?
- Сегодня мы в основном ориентируемся на крупные предприятия, созданные в любых организационно-правовых формах и основанные на разных видах собственности.
С учетом пропорции в экономике государственной собственности, которая превалирует сегодня над частной, наш сегодняшний основной клиент – это крупные предприятия с высокой или средней долей государства.
С мелким и средним бизнесом мы пока, к сожалению, не работаем, потому что у них нет потребности в привлечении больших ресурсов.
Сегодня в Беларуси малый и средний бизнес – это проекты приблизительно от $100 тыс. до $2-3 млн. Это более-менее ликвидные и интересные проекты, которые компании реализуют в разных сферах экономики. Да, Банк готов работать с любым клиентом, но все же нам хотелось бы, чтобы наше участие в белорусской экономике было более значительное, а пара миллионов долларов не сильно повлияет на экономику страны. Поэтому в основном и идет ориентация на крупные предприятия, а также на государственные интересы, связанные с инфраструктурой, которая находится в республиканский либо местной коммунальной собственности.
- Евразийский банк развития, «БЕЛАЗ» и Научно- производственный концерн «Звезда» (совместное предприятие ПАО «Звезда» и УДМЗ) заключили соглашение о намерениях по созданию высокотехнологичного производства дизельных двигателей нового поколения. В какой стадии находится реализация данного проекта?
- О ситуации с реализацией проекта на ПАО «Звезда» детально лучше всех знает руководитель московского филиала Банка. Могу только сказать, что это очень важный для наших стран проект, поскольку общие тенденции ориентируют отечественный автопром на повышение экологических требований к дизельным установкам. Однако при этом необходимо сохранить и качество, надежность моторов, так как двигатель должен решать главную задачу – перемещать многотонную машину в условиях любых рельефов и ландшафтов.
Планируется, что будет создано совместное предприятие с производственной площадкой в России. На нем будут скооперированы и производственные отношения, и поставщики, и производители для успешного развития нового производства.
Что касается сотрудничества с «БЕЛАЗом», с гордостью могу сказать, что это лучший из наших клиентов.
Его кредитная история в нашем Банке началась еще в 2014 г., когда была открыта первая кредитная линия, и она была крайне успешной и безупречной как для Банка, так и, полагаю, для предприятия. Банк в свое время подставил плечо и содействовал предприятию в модернизации производства и выходе на новые рынки.
В 2017 г. Банк пошел по очень хорошему пути – мы стали кредитовать российских покупателей «БЕЛАЗ» для карьеров в России. Этот опыт также оказался успешным, и мы сейчас активно работаем и ищем возможности сотрудничества с покупателями этой техники в России и в Казахстане для того, чтобы продолжать финансировать поставки этой продукции на рынки ЕАЭС.
И несмотря на то, что «БЕЛАЗ» уже вернул кредитные средства, мы надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться в той или иной форме финансовой и инвестиционной поддержки этого уникального предприятия.
- В числе ключевых проектов ЕАБР на 2019 г. указано строительство мелкосортно-проволочного стана на Белорусском металлургическом заводе (БМЗ). В чем особенности данных инвестиций и планирует ли Банк расширять количество подобных масштабных проектов в Беларуси?
- БМЗ – уже наш клиент, мы действительно профинансировали этот также успешный проект. И очень рады, что мы нашли возможность это осуществить. Проект еще продолжается, и я надеюсь, что все завершится благополучно как для Банка, так и для предприятия.
Как говорится, «чтоб не сглазить», пока воздержусь от анонсирования текущих планов и перспектив Банка: мы ведем переговоры с разными предприятиями, часть проектов уже в работе, и вскоре мы выйдем на подписание первого кредитного договора в этом году. Подробностями готов поделиться после подписания соответствующих документов. На сегодняшний день я пока не могу сказать, кто из этих предприятий станет нашим потенциальным клиентом, а с кем мы еще будем долго разговаривать по поводу такой возможности, потому что ситуация сегодня неоднозначна.
Хороших и простых проектов, в которые можно вкладываться на долгие деньги, в Беларуси, к сожалению, уже немного.
Но мы и не ищем, конечно, легких путей.
- Если подводить итоги нашего разговора, в чем, на ваш взгляд, особенность работы ЕАБР в Республике Беларусь? Есть ли какие-то отличительные черты нашей страны в плане тех же отношений банка с клиентами, в специфике проектов, которые финансирует банк, в общении с органами или структурами?
- Я не буду говорить за другие страны, но практически уверен в том, что наш Банк одинаково позиционируется в каждой стране, и отношение к клиентам у нас везде одинаковое. В части формата и в части политики, которую проводят руководители банка, и мы, представители в каждой стране, видится, что никакой отличительной особенности в отношении Беларуси, России или Казахстана нет. Все делается в рамках, прежде всего, общей цели и нашей стратегии, а также всех мотивировочных и правовых отношений.
А что касается банковской системы в нашей стране и других странах, то они, безусловно, в каждом государстве разные. Российская банковская система – это сотни банков, в Беларуси их чуть больше двадцати (24, если ничего не поменялось) и увеличивать их число страна не планирует.
- Почему?
- Сегодня в белорусской банковской системе избыточная ликвидность ресурсов, то есть удачно разместить деньги, которые сегодня имеет банковская система Беларуси, и хорошо на этом заработать – довольно сложно. Все банки проводят разную процентную политику, но тем не менее, если посмотреть на ситуацию в общем ракурсе, то ЕАБР стоит несколько в стороне от банковской системы. Во-первых, мы не работаем с населением, во-вторых, мы больше сосредоточены на проектах, как я уже отмечал, государственной значимости. Белорусские банки хоть и готовы финансировать реконструкцию и строительство дорог в стране, но на 10 лет давать им длинные деньги сложно, а мы себе это можем позволить, потому как такова наша специфика.
В этом и есть наше основное отличие – мы идем не по пути коммерческого присутствия.
Как вы можете заметить, у Евразийского банка развития, во всяком случае в Беларуси, нет повсеместной наружной рекламы, потому что нам это не нужно. Мы рекламируем себя только среди клиентов, зная их всех в лицо. Уверен, большинство наших потенциальных клиентов мы знаем. И это не только те предприятия, с которыми ведутся переговоры, а даже и те, с кем они еще не начинались. Ну а для тех клиентов, кто уже пришел, нам не надо вешать бигборды, вполне достаточно флага банка возле офиса. Поэтому у нас не стоит задача массового присутствия в банковской сфере. Тем более, что в Беларуси есть свой Банк развития Республики Беларусь, у которого схожее с нами позиционирование и цели. Собственно, мы с ними иногда даже конкурируем за одного и того же клиента. Вся остальная банковская система работает немного по-другому, у нее другие цели и другие задачи – там прибыль, население, депозиты, вклады и так далее.
Если говорить о кредитовании инфраструктурных проектов, особенно по строительству и реконструкции автомобильных дорог, строительству мостов и многофункциональных путепроводов, то среди белорусских банков не так много желающих давать кредиты под эти цели на 10-12 лет.
- А ЕАБР может себе это позволить даже на более долгие сроки, как я понимаю?
- На сегодняшний день Банк готов давать кредиты на срок до 15 лет. Да, пока только в валюте, не в белорусском рубле, но тем не менее готовы фиксироваться на подобные сроки. Сегодня у нас, к примеру, идут переговоры по реконструкции нескольких автомобильных дорог, которые начинаются в Беларуси и продолжаются в России, так вот, в таких проектах о сроках меньше 10 лет никто и не говорит. И белорусских банков среди переговорщиков мы не наблюдаем, за исключением, пожалуй, Банка развития Республики Беларусь, с которым, надеюсь, мы договоримся о совместном участии в таких проектах.
Беседовала Ксения Волнистая
Евразия.Эксперт. 19.05.2019