Новые направления глобализации по оси Юг–Юг
Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба«Валдай», член Экспертного совета при Правительстве России
Чжан Хэнлун, доктор экономических наук, профессор Шанхайского университета
2018 год был отмечен эскалацией напряженности в торговых отношениях между крупнейшими экономиками мира – в основном в форме введения взаимных торговых ограничений. Утраты были частично компенсированы успехами в региональной экономической интеграции, в особенности между странами «глобального Юга», причем наиболее значительным достижением в этой области стало образование Африканской континентальной зоны свободной торговли. Региональная экономическая интеграция, превратившаяся в главный фактор нейтрализации протекционистского давления на глобальную экономику, продолжит свое победное шествие и в 2019 году.
В частности, одним из поборников торговой интеграции и экономической открытости сейчас выступает Китай: создаваемое им Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство имеет все шансы стать крупнейшим мегаблоком из тех, чей запуск ожидается в 2019 году. Кроме того, 30 декабря 2018 году вступило в силу Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства. В 2019 году его исполнение даст мощный толчок либерализации торговли.
Хотя региональные торговые объединения долгое время рассматривались как скорее потенциальные препятствия на пути к глобализации и многосторонности, в нынешней обстановке, характерной чертой которой является растущее протекционистское давление, регионализм может оказаться одним из немногих действенных средств распространения стимулов к либерализации по всей мировой экономике.
Такая тенденция действительно наблюдается на фоне действий администрации Дональда Трампа по выстраиванию Соединенными Штатами торговых барьеров, в частности путем пересмотра торговых соглашений в сторону усиления протекционизма. В качестве примеров можно привести Транстихоокеанское партнерство – ТТП, НАФТА, а также двусторонние соглашения между США и Китаем.
Все это частично компенсируется заключением новых региональных интеграционных соглашений.