«Новапорт» готовит посадку в Узбекистане

Герман Костринский

«Новапорт» подписал рамочное соглашение о модернизации узбекских аэропортов в Самарканде, Намангане и Ургенче. Холдинг Романа Троценко стал первым из российских игроков, объявившим об интересе к аэропортам страны, реформирующей отрасль после смены власти. Инвестиции могут стать шагом «Новапорта» к участию в аэропорту Ташкента. Вероятность прихода в Узбекистан других российских игроков минимальна: кроме Ташкента, здесь нет отраслевых активов с высокой отдачей, а инвестиции в Среднюю Азию эксперты по-прежнему называют рискованными.

«Новапорт» Романа Троценко подписал с правительством Узбекистана рамочное соглашение о модернизации и развитии аэропортов Самарканда, Намангана и Ургенча. Они принадлежат национальному авиаперевозчику Uzbekistan Airways. По словам собеседников “Ъ” в «Новапорте», холдинг не претендует на участие в капитале: речь идет о концессии: «Для проработки условий будут привлечены консалтинговые компании, работа займет около четырех месяцев». В холдинге не раскрывают ни объем инвестиций, ни масштаб преобразований.

Первым пройти реконструкцию должен аэропорт Самарканда: в 2022 году город примет саммит Шанхайской организации сотрудничества, который станет первым крупным международным событием в городе за весь постсоветский период. В отрасли называют поставленные сроки реконструкции «крайне сжатыми». На модернизацию аэропортов Намангана и Ургенча отведено больше времени: около пяти лет.

В мае Роман Троценко рассказал “Ъ” об интересе к казахстанским аэропортам Актобе (инвестиции он оценил в      $50 млн) и Нур-Султан.

«Новапорт» стал первым из российских профильных холдингов, проявившим интерес к проектам в Средней Азии: этот шаг связывают с казахстанскими участниками холдинга (инвестфонд Meridian Capital), которые лучше знают условия ведения бизнеса в Средней Азии.

Участники рынка говорят, что регион может быть привлекателен для инвестиций в ситуации, когда российский рынок уже структурирован и распределен между основными игроками.


«Новапорт» управляет 16 аэропортами в России, среди которых аэропорты Новосибирска, Калининграда, Мурманска, Тюмени, Челябинска, Читы. Выручка холдинга в 2017 году составила 27,4 млрд руб., EBITDA — 10,9 млрд руб. при пассажиропотоке 14,9 млн человек.


Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что после смены власти в 2016 году Узбекистан приступил к реформе авиаотрасли: в частности, началось отделение аэропортов от базовой авиакомпании Uzbekistan Airways, что потребовало привлечения инвесторов с опытом управления инфраструктурой. «Сегодня в Узбекистане нет ни управленческих технологий, ни инвестиций, необходимых для работы аэропортов»,— говорит эксперт.

Он не исключает, что инвестиции в региональные аэропорты могут стать первым шагом холдинга Романа Троценко в будущей борьбе за аэропорт Ташкента, самый привлекательный актив в Узбекистане (его пассажиропоток — 3 млн человек в год, Самарканда — 500 тыс. пассажиров). «Учитывая стратегическую важность аэропорта Ташкента, не стоит в ближайшее время ожидать от властей Узбекистана шагов по привлечению в него инвесторов. Но реконструкция трех региональных аэропортов может стать аргументом в пользу "Новапорта" при выборе инвестора для столичного аэропорта в будущем»,— считает господин Крамаренко.

Он считает маловероятным появление в регионе других российских игроков — «Аэропортов регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга) и «Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Вести бизнес в регионе «со сложной политической обстановкой и ощутимым риском потери инвестиций» решится далеко не каждый, полагает эксперт, а кроме аэропорта Ташкента, «активов с существенной отдачей здесь не наблюдается».

Коммерсантъ. 31.05.2019

Читайте также: