НАТО предложили консультации
Министры иностранных дел государств—членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) обратились к коллегам из стран НАТО с предложением о сотрудничестве. Соответствующее обращение было принято в Бишкеке на министерском заседании курируемого Москвой военно-политического блока. В прошлый раз с подобными предложениями члены ОДКБ выступали в 2012 году, то есть еще до начала украинского кризиса. И тогда Брюссель инициативу не поддержал. С подробностями из Бишкека — корреспонденты “Ъ” Галина Дудина и Кабай Карабеков.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров посетил Бишкек второй раз с начала года: в феврале он обсуждал там со своим киргизским коллегой Чингизом Айдарбековым и президентом Сооронбаем Жээнбековым двустороннюю повестку. Тем не менее 22 мая господину Лаврову пришлось провести аж три встречи с президентом Жээнбековым — сперва двустороннюю, затем вместе с министрами иностранных дел стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и, наконец, с главами делегаций государств ОДКБ. В обеих организациях Киргизия сейчас является председателем.
«Символично, что председательство Киргизии в ОДКБ и ШОС совпало с 20-летием с момента проникновения на территорию республики отряда радикалов. Это было первое боевое крещение ОДКБ — тогда организация оперативно оказала помощь и вытеснила этот отряд. Но за двадцать лет угрозы только усилились»,— заявил “Ъ” сопредседатель клуба региональных экспертов Киргизии «Пикир» Игорь Шестаков.
Он отметил, что подобные министерские встречи «важны, чтобы консолидировать усилия стран в борьбе с региональным экстремизмом и ростом международного терроризма». «Причем в рамках обеих организаций главным гарантом безопасности выступает именно Россия. А без обеспечения безопасности нельзя говорить об эффективности реализации экономических проектов»,— заверил Игорь Шестаков.
Напомним, в ОДКБ входят Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, а также Армения и Белоруссия. А в ШОС — первые четыре страны плюс Индия, КНР, Пакистан, Узбекистан (у Белоруссии статус наблюдателя, а у Армении — партнера по диалогу). Но обсуждать ОДКБ в рамках ШОС было бы странно, так что министрам пришлось дважды (сперва по линии ШОС, а затем по линии ОДКБ) провести церемонию приветствия, совместную фотосессию и затем, наконец, общие заседания.
Ключевые темы совпадали: хотя в ШОС страны-участницы взаимодействуют также по экономическому и гуманитарному направлениям, основной сферой деятельности обеих организаций остается безопасность. Перед «утренней сменой» министров стран ШОС стояла задача подготовить повестку июньской встречи глав государств, которая пройдет (также в столице Киргизии) 13–14 июня. «В повестке около 30 вопросов, из которых два десятка готовы к подписанию,— заявил “Ъ” незадолго до заседания посол Киргизии в РФ Аликбек Джекшенкулов.— По предложению киргизской стороны будет подписана Бишкекская декларация. Казахстан предлагает для стран ШОС концепцию сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий. Отдельным вопросом идет "дорожная карта" ШОС—Афганистан. Региональная безопасность и борьба с международным экстремизмом для стран ШОС — отдельная большая тема».
После обеда и нескольких двусторонних встреч большинство министров вновь собрались в том же зале заседаний, чтобы обсудить сотрудничество в области безопасности по линии ОДКБ. В заседании принял участие и. о. генсека организации Валерий Семериков — и министрам наконец удалось принять единогласное решение о том, что следующим генсеком будет назначен госсекретарь Совбеза Белоруссии Станислав Зась. “Ъ” сообщал об обсуждении его кандидатуры еще осенью прошлого года, однако Армения долгое время настаивала на выдвижении на этот пост своего кандидата. Теперь господин Зась должен быть утвержден главами государств, но после согласия совета министров нет сомнений в том, что в январе именно он займет этот пост.
Кроме того, 22 мая в Бишкеке было одобрено «Открытое обращение министров иностранных дел государств—членов ОДКБ к министрам иностранных дел государств—членов НАТО об укреплении доверия и развитии сотрудничества». В тексте обращения перечисляются направления, по которым возможно сближение: налаживание первоочередных контактов, в том числе на уровне секретариатов, создание механизма консультаций, предотвращение военных инцидентов. «Сформулированы конкретные предложения. Будем надеяться, что в натовских кругах к ним отнесутся внимательно и какая-то реакция последует»,— сказал в связи с этим Сергей Лавров.
В прошлый раз с подобным обращением к западным коллегам министры стран ОДКБ выступили в 2012 году, еще до кризиса на Украине. Тогда в ОДКБ посчитали «взаимополезным» сотрудничать с НАТО по таким направлениям, как борьба с международным терроризмом и наркотрафиком, восстановление стабильности в Афганистане, реагирование на природные и техногенные катастрофы, обеспечение безопасности и эвакуация людей в кризисных ситуациях. Впрочем, тот призыв в альянсе проигнорировали: источник “Ъ” в штаб-квартире НАТО тогда пояснял, что альянс и так «эффективно сотрудничает со странами ОДКБ на двусторонней основе», так что нет смысла сотрудничать на уровне структур. А в ноябре 2014 года тогдашний генсек ОДКБ Николай Бордюжа объявил о приостановке попыток восстановить отношения «с учетом неконструктивных и зачастую враждебных действий со стороны НАТО по отношению к России и ОДКБ».
Коммерсантъ. 22.05.2019