Киев намерен привлечь Вашингтон к газовым переговорам с Москвой
Ольга Соловьева
Президент Владимир Зеленский объявил новые условия газового транзита из РФ в Европу. Команда Зеленского потребовала от действующего кабмина Украины включить ее в процесс международных согласований поставок газа из России. Представители Зеленского заявили о претензиях на определение собственника и оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). Неприятным сюрпризом для Москвы станет требование Зеленского согласовывать условия транзита и газоснабжения Украины не только с Европейским союзом, но и с Соединенными Штатами.
Действующий контракт на транзит российского газа через территорию Украины заканчивается в декабре 2019 года.
И после этого наступает опасная неопределенность, поскольку Москва и Киев не согласовали ни одного из условий транзита на будущий год. Эта неопределенность очень беспокоит Евросоюз, а также Кремль, который не хотел бы оказаться ненадежным поставщиком газа в глазах европейцев. Ведь без украинского транзита РФ не сможет выполнять долгосрочные контракты на поставку газа в Европу.
Но в Киеве с переговорами не торопятся. Украинцы говорят, что переговоры по новому газовому контракту возможны только после инаугурации Владимира Зеленского и его беседы с президентом РФ Владимиром Путиным.
В четверг команда Зеленского официально затребовала переговоров о транзите российского газа с действующим правительством Петра Порошенко. Темой внутриукраинских переговоров должно стать формирование независимого оператора газотранспортной системы Украины с участием команды Зеленского. Кроме того, представители Зеленского объявили, что ожидают от кабмина «решений, согласованных с ЕС, США и другими партнерами».
До сих пор к решению газовых проблем Украины Вашингтон официально не привлекался. И единственным внешним арбитром в российско-украинских газовых отношениях выступал Евросоюз. Кроме того, в команде нового президента отметили, что Украина гарантирует надежную транспортировку газа по европейским правилам, правда, с оговорками. «Для этого нужно создать независимого оператора газотранспортной системы», – рассказали в команде президента, отметив, что этот процесс будет завершен в текущем году.
Под «независимым оператором ГТС» в данном случае понимаются планы украинских властей по разделению активов «Нафтогаза» и созданию на базе этой компании независимого оператора ГТС. Как сообщается, «Нафтогаз» должен будет обеспечить реорганизацию компании и передать газотранспортные активы новому независимому оператору до 1 января 2020 года.
Напомним, на данный момент «Нафтогаз» является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных газовых хранилищах (ПХГ), а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории страны. При этом, для того чтобы выполнить взятые на себя обязательства по Третьему энергетическому пакету Европейского энергосообщества, в Украине собираются провести анбандлинг – то есть отделение от «Нафтогаза» деятельности по транспортировке природного газа. Оператором ГТС Украины после анбандлинга станут «Магистральные газопроводы Украины».
Заметим, ранее в российском МИДе опасались втягивания США в газовые споры Старого Света. По мнению замглавы МИД РФ Александра Панкина, для того чтобы прорваться на газовый рынок Европы и ограничить там влияние России, США могут разыграть самые чудовищные комбинации. «Возможен такой сценарий. Сейчас идет сильное сопротивление «Северному потоку–2» (СП-2). Допустим, он не построен. Затем некая страна предложит Украине некую сумму отступных, сопоставимую с ее доходами от газового транзита, чтобы она прекратила использовать свою ГТС и закрыла доступ на европейский рынок для российского газа с тем, чтобы американский газ мог прийти сюда», – не исключал он (см. «НГ» от 17.03.19).
В то же время в самом украинском «Нафтогазе» не верят, что «Газпром» продлит договор по транзиту газа через Украину. Такие сомнения, в частности, высказывает глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. По его мнению, российская сторона имеет техническую возможность в следующем году не использовать украинский транзит, даже если не будет введен в строй «Северный поток–2». «Он («Газпром». – «НГ») может выполнять минимальные объемы поставки газа европейским потребителям в рамках существующих контрактов. Дефицит поставки газа в такой ситуации составляет приблизительно 5 млрд куб. м», – замечает Коболев. В настоящее время «Газпром» осуществляет поставки газа в Европу в ускоренном теме, чем создает дополнительные запасы ресурса, которые в настоящее время являются рекордными. «Я так думаю, что именно для покрытия этого дефицита эти дополнительные запасы и создаются. Поэтому, по моей оценке, которую также разделяют и наши европейские партнеры, вероятность того, что 1 января 2020 года мы получим полное прекращение транзита, как это было в январе 2009 года, достаточно высока», – резюмирует глава «Нафтогаза», подчеркивая, что перекрытие транзита вызовет настоящий кризис в Украине, «в том числе политический». Он напоминает, что для Украины потеря транзитного потока означает потерю 3 млрд долл. годового дохода, или примерно 3% ВВП.
При этом сама Незалежная также наращивает закачку голубого топлива в свои ПХГ. Так, по состоянию на 14 мая объем газа составил 10,242 млрд куб. м. Коболев же ранее заявлял, что для прохождения отопительного сезона на случай прекращения транзита из РФ Украине необходимо накопить в ПХГ 20 млрд куб. м газа.
Схожая ситуация и в Европе. По данным ассоциации Gas Infrastructure Europe, общий объем активного газа в ПХГ Европы к началу текущего сезона закачки (22 марта) составил 38,2 млрд куб. м – максимальный показатель за последние семь лет. Это в 2,4 раза больше, чем к началу сезона закачки 2018 года (15,6 млрд куб. м), и в 1,9 раза больше 2017 года (20,6 млрд куб. м).
Российская сторона уверяет, что тема украинского транзита по-прежнему остается значимой для нее. В начале мая в ходе пресс-конференции в Китае президент Путин эту тему обозначил как одну из самых ключевых. «Мы в конце концов подпишем транзитный договор, на транзит газа или нет?.. А если транзита не будет? Ведь реверс, он же виртуальный. Наш газ, который идет в Западную Европу… Представьте, что транзит отсутствует. Так тогда и не будет газоснабжения Украины. Это такой серьезный вопрос», – замечал Владимир Путин.
Российская сторона заинтересована в переговорах по новому транзитному контракту, но «на приемлемых для нас экономических условиях и в полном соответствии с нормами международного права», говорил замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский.
При этом пока что озвученные предложения украинской стороны, по мнению чиновника, таковыми не являются. «Предложения, которые мы получаем от наших партнеров по этим консультациям… о фиксации тех или иных объемов на тот или иной период времени вызывают некое недоумение», – цитирует Яновского «Прайм». «Их (предложений. – «НГ») формат представляется диаметрально противоположным основным идеологическим установкам Третьего энергетического пакета ЕС, который требует распределять газотранспортные мощности по результатам соответствующих аукционов, в которых могут участвовать все заинтересованные лица, определяющий по собственному усмотрению, какой объем мощности и на какой срок им нужен», – замечает представитель Минэнерго.
Отметим, Россия, Украина и Еврокомиссия проводят пока что трехсторонние переговоры относительно транзита газа после 2019 года. Второй раунд трехсторонних консультаций прошел в январе в Брюсселе. Конкретных договоренностей не было достигнуто, однако, по мнению ЕК, контракт должен быть подписан на срок более 10 лет, а объемы – быть привлекательными, в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской газотранспортной системы. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко позднее сообщил, что украинская компания предложит «Газпрому» забронировать мощности для транзита, в среднем 60 млрд куб. м газа в год на 10 лет.
В то же время многие эксперты ранее заявляли, что полностью перекрыть транзит газа через Украину Россия не в состоянии. Так, в Центре энергетики московской школы управления «Сколково» сообщали, что даже в случае ввода до конца 2020 года газопроводов «Северный поток–2» мощностью 55 млрд куб. м и первой нитки «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. м на украинский коридор придется около 16 млрд куб. м транзита. Если Москва все же решит наказать Украину, обнулив транзит, тогда «Газпрому» придется смириться со снижением объемов экспорта с текущих около 200 до 143 млрд куб. м в год, то есть примерно на 30%, рассказывали эксперты (см. «НГ» от 09.01.19).
С этими выводами соглашаются и эксперты «НГ». «Полностью отказаться от услуг Украинской ГТС как минимум в течение трех лет «Газпром» не сможет. Исторически значительная часть Восточной Европы, в том числе Венгрия, Чехия, Словакия и Хорватия снабжались, как весь остальной соцлагерь, по газопроводу «Дружба», частью которого по факту является ГТС Украины. На сегодняшний день альтернативных каналов закупки природного газа в достаточных объемах у большинства этих стран нет. Они, возможно, появятся после завершения проектов СП-2 и «Турецкий поток», но случится это не ранее 2022 года», – уверен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его мнению, до этого момента от транзитного контракта – гарантия возникновения топливно-энергетического кризиса в крупнейших странах Восточной Европы, что невыгодно никому.
«Тенденция к сокращению поставок газа в ближайшие годы скорее всего сохранится, но полного отказа не произойдет», – соглашается доцент Российского экономического университета имени Плеханова Ольга Лебединская. «Если украинский транзит и будет остановлен, то лишь на время, чтобы усилить переговорную позицию «Газпрома» по условиям заключения нового транзитного соглашения с Украиной», – не исключает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Независимая газета. 16.05.2019