Душанбе в раздумьях: эксперты о главных перспективах Таджикистана в ЕАЭС
С 2015 года Таджикистан думает над тем, вступать или нет в Евразийский экономический союз. За все это время официальный Душанбе осторожно присматривается к Союзу, внимательно следя за успехами недавно присоединившихся Армении и Кыргызстана и оценивая свою выгоду.
На вопрос – станет ли Таджикистан в ближайшие годы членом ЕАЭС, – власти хранят молчание, либо ограничиваются расплывчатыми формулировками: мол, вопрос на рассмотрении. Авторитетные эксперты также затрудняются с ответом.
А пока правительство республики взвешивает все за и против, Евразийский банк развития представил доклад, где перечислил основные перспективы для Таджикистана от членства в ЕАЭС. Главные тезисы доклада - в материале Sputnik.
Мигранты пополнят бюджет
По мнению специалистов Евразийского банка, существуют два очевидных плюса вступления Таджикистана в ЕАЭС: увеличение денежных переводов со стороны трудовых мигрантов и прирост иностранных инвестиций.
В России в настоящее время работают порядка 900 тысяч таджикских граждан. И объем трансграничных переводов физлиц из России в Таджикистан в 2017 году составил 2,5 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2016-м на 31,4%. Достаточно сказать, что ВВП республики на треть состоит из этих денег.
Правда, в связи с экономическим кризисом и падением рубля иностранные рабочие едут в Россию не так охотно, как раньше. Так, в 2018-м миграционный поток в РФ в 2018 году оказался минимальным с 2005-го.
Однако Таджикистан это не касается. Население республики быстро увеличивается, в то время как количество рабочих мест растет недостаточными темпами, отмечают в Евразийском банке.
И здесь рабочим из Таджикистана очень бы пригодились льготы от членства страны в ЕАЭС.
Так, работодатели в РФ вправе нанимать трудящихся из других государств Евразийского союза без учета ограничений по защите национального рынка труда.
При этом мигрантам не требуется получать разрешение на работу. А официальное трудоустройство подразумевает право на пользование полным пакетом соцуслуг: дети иностранцев идут в детские сады и школы, а все члены семьи получают обязательное медицинское страхование.
Нанимателям также проще брать на работу граждан стран Евразийского союза, что подтверждается статистикой. С 2015 года количество кыргызских трудовых мигрантов в России выросло на 1,6%, а таджикских – упало на 13,7%.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС изменило бы данную ситуацию. В докладе отмечается, что членство может привести к увеличению объемов миграции на 10–15%, а рост денежных переводов - составить 15–25%.
Единственная проблема - технически щекотливый вопрос мобильности пенсий, так как власти стран не могут до сих пор решить, кто и сколько должен платить в пенсионный фонд.
Сомнения Душанбе
Что касается привлечения иностранных капиталов, то, по оценкам Евразийского банка, рост ВВП за счет инвестиций даст Таджикистану дополнительные 1,6 процентного пункта роста валового продукта в год.
Правда, эксперты отмечают, что эти цифры – не гарантированная выгода от членства, а возможный потенциал, который следует еще развивать, обеспечив продуманную инвестиционную политику.
К тому же Таджикистан с 2013 года – член ВТО, что является плюсом для эффективного выстраивания сети зон свободной торговли, а в долгосрочной перспективе – для выстраивания отношений Содружества с Китаем и Евросоюзом.
В самой республике население в целом поддерживает идею экономической интеграции Таджикистана. Так, по данным Евразийского банка, 68% населения выступают за вхождение в ЕАЭС, против - 4% и безразличны к этой теме 20% таджикистанцев. Такой уровень одобрения граждан достаточно комфортен для принятия важных решений руководством страны.
Так почему же медлит Таджикистан? Возможно, необходимые условия для вступления в ЕАЭС кажутся официальному Душанбе трудновыполнимыми. Возможно, выгоды от вступления, по мнению правительства, не компенсируют издержки. А возможно, дело в политических мотивах: власти считают, что в случае вхождения в ЕАЭС отношения Таджикистана с западными странами могут ухудшиться.
Ни со стороны Таджикистана, ни со стороны стран ЕАЭС нет политической задачи вступления ради признания результата присоединения как такового. О том, что членство в ЕАЭС не несет какого бы ни было политического аспекта и касается только товарооборота и взаимопроникновения экономик, говорил, в частности, первый вице-премьер России Игорь Шувалов на встрече с премьер-министром Таджикистана Кохиром Расулзода.
Sputnik Таджикистан. 22.05.2019