Братья-словене
Михаил Коростиков, Любляна
Глава МИД РФ Сергей Лавров 29 мая открыл в Словении памятник филологу-русисту Даворину Хостнику и обсудил с руководством страны подходы к международным конфликтам и ситуации на Балканах. В мире бывшая югославская республика известна прежде всего как родина darkwave-группы Laibach и жены нынешнего президента США Мелании Трамп, но для Москвы Любляна еще и важный союзник внутри ЕС, последовательно выступающий за нормализацию отношений с Россией. Визит показал: несмотря на стойкую приверженность Словении развитию культурных и экономических связей в рамках «славянского единства», политически страна остается привержена общей политике Евросоюза в отношении РФ.
Сергей Лавров 29 мая открывал памятник словенскому филологу Даворину Хостнику, составителю первого русско-словенского и словенско-русского словарей. Родившись и получив образование в Австро-Венгерской империи, он в 1879 году уехал в Россию и долгое время преподавал в Воронежской и Курской губерниях. За свой труд при жизни он получил награду Российской императорской академии наук, а через 90 лет после смерти — монумент в родном для себя городе Шмартно-при-Литии. Памятник, который до приезда главы МИД РФ был закрыт черной тканью, оказался серым мраморным столбом в человеческий рост с небольшим бюстом филолога наверху. Его размеры наводили на мысль о том, что истинной причиной приезда Сергея Лаврова были все же переговоры по актуальным политическим темам.
Со слов Сергея Лаврова, сказанных на встрече с его словенским коллегой Мирославом Цераром, выходило, будто Словения чуть ли не наиболее близкая России страна в Евросоюзе.
Активно развиваются связи по политической, экономической, культурной и даже правоохранительной линиям. Существуют активно поддерживаемые Москвой Центр изучения Второй мировой войны, Гагаринский центр инновационных технологий и Форум славянских культур. Мирослав Церар также уточнил, что ему удалось найти взаимопонимание с Сергеем Лавровым по вопросу отношения к современным конфликтам, самым серьезным из которых словенское руководство считает конфликт в Йемене. «У нас много пунктов, по которым мы расходимся, мы должны прежде всего помнить о своей роли как члена Евросоюза и НАТО,— заметил господин Церар.— Но это не значит, что мы не можем поддерживать дружественные отношения с нашими традиционными партнерами из России».
Тут же, впрочем, обнаружился и пункт, по которому Москва и Любляна вряд ли в ближайшее время придут к согласию. Реагируя на критику господином Лавровым прошедшей во вторник спецоперации косовских силовиков на заселенном преимущественно сербами севере страны (см. “Ъ” от 29 мая), Мирослав Церар заявил, что полностью поддерживает суверенитет частично признанной республики и перспективу ее вступления в Евросоюз.
Сложные эмоции на его лице читались и когда Сергей Лавров обвинял некие неназванные силы в попытках «создать на Балканах санитарный кордон против России».
В качестве наиболее вопиющего примера такой политики российский министр привел недавнее переименование Македонии в Северную Македонию, которое, на его взгляд, форсировалось теми же неназванными врагами России, для того чтобы «втянуть страну в НАТО». Словенский министр заметил, что переименование стало важным шагом на пути нормализации отношений Македонии с соседями и он всячески его поддерживает.
Словения, тем не менее, действительно имеет репутацию одной из самых дружественных России стран Евросоюза и НАТО. Видно это хотя бы по числу памятников и монументов советским солдатам и партизанам, погибшим в период Второй мировой войны, их на территории компактной страны с двухмиллионным населением насчитывается аж 83.
Иллюстрированный альбом с фотографиями таких памятников к приезду в Словению Сергея Лаврова был подготовлен под руководством посла РФ в республике Доку Завгаева. Он на этой должности с 2009 года, а в советское время был председателем Верховного совета Чечено-Ингушской АССР.
Словенцы, в отличие от народов многих других посткоммунистических стран, никогда не имели никаких претензий к монументальному советскому и постсоветскому искусству.
Все памятники солдатам и партизанам содержатся в образцовом порядке, что в 2016 году подчеркнул в ходе визита в страну (и на открытии мемориала) президент РФ Владимир Путин.
«Политически Словения как малая страна в составе Евросоюза всегда старается придерживаться общеевропейской линии, в том числе в отношении России,— сообщил “Ъ” директор европейского направления в Европейском совете по международным делам Нику Попеску.— Тем не менее словенцы очень прагматичны и по возможности избегают критики в адрес Москвы». Так, в интервью местному порталу Siol в апреле 2019 года советник премьер-министра Словении по безопасности Дамир Чрнчец отказался признать Россию наибольшей угрозой Словении «в области кибербезопасности и распространения fake news».
В докладе «Европейские ценности», подготовленном в 2017 году правоцентристской Европейской народной партией, Словения отнесена к категории стран ЕС, старающихся «максимально дистанцироваться от критики Москвы» по вопросам Крыма и Донбасса.
Сергей Лавров в своем выступлении подчеркнул, что благодарен Любляне за открытую поддержку нормализации отношений России и ЕС.
Российско-словенские экономические контакты развиваются достаточно активно. «Российские железные дороги» (РЖД) выражали заинтересованность в строительстве в Словении второго пути железнодорожной линии между портом Копер и городом Дивача. Эта ветка была объявлена правительством страны одним из ключевых транспортных проектов. Привлекательна и цена контракта: всего за 27 км проходящей по сложному рельефу дороги власти страны готовы были заплатить до $1,2 млрд. Строительство дороги, однако, так и не началось. В сентябре 2017 года проект одобрили на общенациональном референдуме, но в марте 2018 года его результаты из-за протестов были отменены Верховным судом страны. Прошедший в мае 2018 года второй референдум был признан несостоявшимся: на него пришло слишком мало жителей страны. Тендер до сих пор остается в подвешенном состоянии, но РЖД, по сведениям “Ъ”, не оставляет надежды принять в нем участие. Монополия в составе консорциума с компанией Riko также выиграла в 2018 году тендер на реконструкцию станции Прагерско за $60 млн.
Другой пример сотрудничества — экспорт в Словению российских углеводородов. 70% природного газа страна закупает у «Газпрома» (в 2018 году поставлено 452 млн кубометров). Согласно подписанному ранее контракту, с 2018 по 2023 год российская газовая монополия обязуется поставлять в страну до 600 млн кубометров ежегодно. В интервью «РИА Новости» в марте этого года посол Словении в РФ Бранко Раковец сообщал, что страна не планирует отказываться от услуг «Газпрома», несмотря на предложение о поставках сжиженного газа, поступившее от ее партнера по НАТО США.
Коммерсантъ. 29.05.2019