Военный мезальянс: чем обернется вступление Северной Македонии в НАТО
Алексей Забродин, Инна Григорьева, Дмитрий Лару
Вступление Северной Македонии в НАТО до конца года грозит дестабилизацией Балканского региона. Об этом «Известиям» заявил постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов. По его словам, расширение альянса за счет стран Балканского полуострова плохо сказывается на всей европейской безопасности. Дипломат отметил, что таким образом военный блок пытается дать ответы на вызовы нынешнего века с помощью средств и механизмов середины прошлого. В македонском парламенте согласны, что стремительная интеграция с военным блоком может не только привести к проблемам внутри страны, но и негативно затронуть соседние государства.
Пороха под бочку
Более 20 лет вступлению Македонии в НАТО мешало ее собственное название. Греция, в которой есть своя Македония, была категорически против евроатлантической интеграции соседа, однако Вашингтон приложил максимум усилий, чтобы стороны урегулировали застарелый спор. В итоге бывшая югославская республика в 2018 году решила стать Северной Македонией, а уже 6 февраля 2019-го был подписан протокол о ее вступлении в Североатлантический альянс. Окончательно стать маленькой частью большого военного целого страна должна до конца 2019 года. Как заявил «Известиям» Владимир Чижов, конечно, хорошо, что Скопье и Афины смогли решить многолетние противоречия, однако это было сделано с целью как можно скорее интегрировать Македонию в альянс, что может закончиться дестабилизацией полуострова.
— Мы понимаем, что вся эта эскапада с Преспанским соглашением (о смене названия. — «Известия») была затеяна, чтобы побыстрее подтянуть Македонию в НАТО. Для нас картинка достаточно ясная: страну за уши тянут в альянс. Это негативно сказывается на европейской безопасности и стабильности в Балканском регионе. Расширение НАТО — это попытка дать ответы на вызовы XXI века с помощью средств и механизмов середины XX, созданных в другую эпоху и с иными целями, — сказал «Известиям» постпред РФ при Евросоюзе.
Хотя эмоциональные противоречия между Грецией и Северной Македонией были решены положительно, то, как это было сделано, порождает немало вопросов, отметил он. Владимир Чижов напомнил, что смена названия прошла в нарушении конституции Македонии, вопреки мнению президента страны, а также в соответствии с результатами объявленного не состоявшимся референдума.
— По признанию ведущих политиков Греции, 70% греков против такого решения (значительная часть населения требовала более радикальной смены названия соседней страны. — «Известия»). Думаю, в Македонии такая же примерно ситуация. Сменить название государства — это самая простая часть этой истории. Возникает много других вопросов. Например, кто тогда живет в этой стране и на каком языке говорят? Все эти моменты вызывают в Греции очень болезненные эмоции, — добавил российский дипломат.
Забыли про свое
При этом в Северной Македонии проблем хватает и без этого. Страна, населенная представителями практически всех балканских народов, полна этнических разногласий. Наиболее остро, как это часто бывает со странами данного региона, стоит албанский вопрос. В двухмиллионной республике проживает около 500 тыс. албанцев, которые не только требуют расширения своих прав, причем в некоторой степени в ущерб другим, но и не скрывают симпатий к концепции создания «Великой Албании».
Официальный Скопье недавно пошел на уступки самому крупному меньшинству и признал албанский язык вторым государственным. Однако угрозу албанского сепаратизма это не устранило, а интеграция в НАТО вряд ли здесь поможет, считает депутат, лидер Демократической партии сербов в Македонии Иван Стоилкович. Хотя решение этой проблемы для будущего и стабильности страны гораздо важнее, нежели реализация желаний отдельных политиков по «сближению» с альянсом.
По его мнению, предпринимая подобные шаги, правительство Северной Македонии не учитывает нерешенные внутренние проблемы. А вступать в военный блок, не устранив противоречий в самой стране, недальновидно. Причем негативный эффект от евроатлантической интеграции может отразиться и на соседях.
— Сочетание внутримакедонских проблем с внешними факторами может привести к серьезной дестабилизации всех Балкан. Это наверняка затронет Боснию и Герцеговину, где есть Республика Сербская. Кроме того, по-прежнему остро стоит косовская проблема. Так что вступление в НАТО в этой ситуации — очень плохая идея, — сказал «Известиям» Иван Стоилкович.
Цель — Сербия
После окончательного вступления Северной Македонии в НАТО на Балканах останется лишь две страны, не пополнившие ряды североатлантической «семьи»: Босния и Герцеговина (БиГ) и Сербия. Если Белград, будучи кандидатом в Евросоюз, наотрез отказывается даже допускать мысль о потенциальном присоединении к военному блоку, по мнению подавляющего большинства сербов, «уничтожившего их родину» (Югославию), то с БиГ ситуация сложнее. Республика Сербская — один из двух основных регионов Боснии — на протяжении многих лет активно сопротивляется попыткам НАТО «подтянуть» страну к альянсу. Другое дело, что босняки и хорваты — два других народа, населяющих это государство, — откровенно не против попасть под брюссельское крыло. А в руководстве НАТО не скрывают аппетитов: после Македонии БиГ — следующая на очереди.
Так или иначе, кольцо вокруг Сербии и сербов сжимается, уверен директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
— Главная цель организаторов вступления Македонии в НАТО — это Сербия. Сама Македония не имеет серьезной ценности, будучи зажатой между Сербией, Грецией, Болгарией и Албанией, еще и без выхода к морю. Сербия и Босния не являются членами альянса, проводят политику нейтралитета и не поддерживают антироссийские санкции. Они — бельмо на глазу Европы, а Македония — как раз тот самый ключ к Сербии и Республике Сербской, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» балканист.
По его мнению, окончательно прибрав к рукам Северную Македонию, НАТО начнет активнее давить на Белград в вопросе признания суверенитета Косово. И если предположить, что Сербия согласится на это, то частично признанная республика сразу же де-факто станет частью Североатлантического альянса. Другими словами, главная цель расширения НАТО на Балканах — изоляция, а в дальнейшем полное поглощение сербов западными структурами, не оставляющими им права выбора.
Известия. 03.04.2019