Суд в Латвии признал языковую реформу в русских школах соответствующей конституции
Конституционный суд (КС) Латвии признал реформу по переводу школ национальных меньшинств на латышский язык обучения соответствующей основному закону республики. Такое решение КС 23 апреля огласила заместитель председателя суда Санита Осипова, передает ТАСС.
"Решение суда окончательное, не подлежит оспариванию и вступает в силу с момента его провозглашения", - указала Осипова.
КС постановил, что принятая в марте прошлого года языковая реформа в школах нацменьшинств соответствует ряду статей конституции Латвии, в том числе второму предложению 91-й статьи, которое гласит, что "права человека реализуются без какой-либо дискриминации". Реформа также соответствует 112-й статье конституции, согласно которой "каждый имеет право на образование, государство обеспечивает возможность бесплатного получения основного и среднего образования", а также 114-й статье, которая гласит, что "лица, принадлежащие к нацменьшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность".
Минобрнауки Латвии ранее разработало, правительство одобрило, парламент в трех чтениях утвердил, а президент подписал реформу, по итогам которой школы нацменьшинств перейдут на преподавание большинства предметов на латышском языке, напоминает ТАСС. Уроки на русском предполагается оставить лишь для нескольких предметов (русский язык, русская литература), а также для "предметов, связанных с культурой и историей". Постепенная реализация реформы начнется с начала нового учебного года, а завершится к 1 сентября 2021 года.
Это намерение вызвало волну недовольства среди русскоязычных жителей Латвии, которые составляют около 40% населения страны. Защитники русских школ уже провели множество массовых митингов, шествий и акций в знак протеста против реформы. Социал-демократическая партия "Согласие", выражающая интересы русскоязычных жителей Латвии, оспорила в КС законность этой реформы. Истцы считают, что принятые властями страны соответствующие поправки к законам об образовании противоречат ряду статей конституции и международным обязательствам республики.