«Сам факт моего первого зарубежного визита именно в Россию о многом говорит»
В Кремле сегодня пройдут переговоры президентов РФ и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева. Это первая зарубежная поездка господина Токаева после вступления в должность главы государства. Накануне визита казахстанский лидер ответил на вопросы “Ъ”, рассказав, в чем «сила Казахстана сегодня», как проявилась «политическая прозорливость» первого президента страны Нурсултана Назарбаева и почему сотрудничество Казахстана и России — это «эталон межгосударственных отношений».
— Смену власти в Казахстане мировые СМИ назвали «политическим землетрясением». Сегодня, спустя две недели после сложения полномочий первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, испытывает ли политическая система «подземные толчки» или новая конструкция власти уже подтвердила свою прочность?
— Понимаю, почему мировая пресса назвала это событие «политическим землетрясением». В мировой практике не так много примеров, когда облеченный всенародным доверием, международным авторитетом и всеобщим признанием глава государства добровольно слагает свои полномочия. Это удел поистине выдающихся политиков.
В этом решении народ Казахстана и, судя по реакции мировых СМИ, международная общественность, лидеры ведущих стран увидели проявление железной воли нашего первого президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, решившего передать бразды правления государством новому поколению политиков.
Конечно, «большое видится на расстоянии». Но уже сегодня для всех очевидно, что именно благодаря Назарбаеву, его титаническим усилиям на протяжении почти трех десятилетий современный Казахстан — это успешное, стабильное, открытое миру государство с большим социально-экономическим, инновационным, интеллектуальным, духовным потенциалом.
Это воплощение его казахстанской модели ускоренной модернизации в сложнейших исторических условиях, в ситуации почти беспрерывных глобальных кризисов и мировых потрясений.
Старшее поколение, думаю, хорошо помнит, в каких тяжелых реалиях пришлось стартовать Казахстану в не столь далеком 1991 году. Многие политики и эксперты, включая Горбачева (президент СССР Михаил Горбачев.— “Ъ”), не верили, что Казахстан в силу открытости границ, специфики демографии, геополитического положения готов к самостоятельной жизни. Нам твердили: свобода и независимость пришли слишком неожиданно, и страна не только не в состоянии достичь подлинного суверенитета, но и просто выжить как субъект государственности. Нас пугали: ресурсов хватит на несколько месяцев, потом крах, политический коллапс, социальный взрыв… Но Казахстану поистине повезло. Нурсултану Назарбаеву удалось без социальных потрясений, крови и конфликтов найти для своего народа собственный путь в потоке истории, сделать родную страну самостоятельным и заметным игроком на мировой арене. Давно сказано и доказано на практике, что политика — искусство возможного, искусство компромиссов, Время показало, что этим искусством Назарбаев владеет виртуозно. И за долгие годы пребывания на вершине власти он заметно расширил все границы возможного — для Казахстана, прежде всего…
К своей добровольной отставке первый президент пришел как признанный руководитель мирового масштаба, сделавший Казахстан авторитетным государством, лидером международного движения за нераспространение ядерного движения и всеобщее разоружение.
Хочу, однако, отметить, что все эти годы Нурсултан Назарбаев добивался не только укрепления международного авторитета страны, устойчивого роста ее экономики. Ведь разруха, как заметил классик, начинается в головах. И потому казахстанский лидер усиленно занимался поиском и формулированием «общенациональных смыслов», разработкой цельной концепции «модернизации общественного сознания».
Сила Казахстана сегодня — в спокойном, конституционном, легитимном пути передачи власти. В преемственности стратегического курса развития страны. В слаженной работе всех ветвей власти и государственных институтов.
И самое главное, в наших фундаментальных ценностях — миролюбии и толерантности, открытости новым знаниям, душевной щедрости и солидарности.
Поэтому «подземные толчки», о которых вы говорите, если они действительно ощущаются в нашем обществе, мы рассматриваем не иначе как аккумулирование неиссякаемой энергии страны и признаки новых импульсов к развитию Казахстана.
— Вы стали преемником политика, который не только создал новый Казахстан, но и стоял у истоков евразийской интеграции в первые годы после распада СССР. Как вам видится сегодня будущее Большой Евразии?
— Нурсултан Назарбаев — главный идеолог и последовательный созидатель евразийской интеграции. Это исторический факт. Еще в начале 1990-х первый президент Казахстана занялся изучением идей евразийства, а затем сформулировал собственную концепцию Евразийского союза, с которой впервые выступил в Московском государственном университете 29 марта 1994 года. Сразу же после ее опубликования, по высказываниям московских политиков, стало понятно, что данную концепцию ожидают нелегкие времена. Многие в тогдашнем российском руководстве сочли идею, мягко говоря, несвоевременной.
Зато реакция российской общественности была по-настоящему восторженной. Идеи евразийства, взращенные в интеллектуальной сердцевине дворянской России, получили несколько иное звучание в совершенно новых исторических условиях. Российские ученые подчеркивали, что концепция Евразийского союза, разработанная таким популярным и авторитетным политиком, как Назарбаев, является крайне актуальной после неожиданного развала некогда единой страны. В новых геополитических реалиях идеи евразийства зовут к объединению, экономическому, политическому, гуманитарному, к сохранению и укреплению единого пространства.
Я часто задумывался, каким же нужно быть жестким прагматиком и в то же время романтиком, верным высоким идеалам объединения людей и народов, чтобы на протяжении 20 лет вопреки всему продвигать интеграционные процессы! Между первой лекцией в МГУ и подписанием 29 мая 2014 года в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) прошло два десятка лет.
Самый строгий и справедливый судья — время в полной мере подтвердило историческую правоту и политическую прозорливость Назарбаева. Сегодня ЕАЭС состоялся и демонстрирует свою эффективность. Создана институциональная основа для формирования единого рынка товаров, услуг, капитала, выработаны эффективные форматы взаимодействия между государствами—членами союза.
К 2025 году мы сообща надеемся устранить имеющиеся до сих пор барьеры во взаимной торговле и обеспечить действительно свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Считаю, что все краткосрочные и среднесрочные планы интеграции на нашем пространстве конкретны, экономически обоснованны и вполне реализуемы.
Но при этом следует активизировать работу в более широких форматах, на дальнюю перспективу. Включая налаживание «интеграции интеграций», сотрудничество в формате Большой Евразии.
На мой взгляд, сегодня такой подход как никогда актуален в связи с новыми глобальными трендами: возрастающим изоляционизмом, торговыми и санкционными войнами, новыми угрозами планетарного уровня. Для нас естественными направлениями является расширение сотрудничества ЕАЭС с ЕС, новый уровень взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс — один путь», углубление экономических отношений с государствами Центральной Азии и АСЕАН.
Для Казахстана как страны, находящейся в эпицентре всех процессов в Евразии, очень важно, чтобы все участники находили мирные и взаимоприемлемые решения существующих конфликтов и противоречий. А что может быть лучшей основой доверия и безопасности, как не общие выгоды и экономические интересы?
— Господин Токаев, до того как стать президентом, вы возглавляли дипломатическое ведомство Казахстана. Как ваш предыдущий опыт на внешнеполитическом направлении помогает вам сегодня в вашей работе?
— Есть одна вечная и верная аксиома, которая гласит, что внешняя политика государства является продолжением внутренней. Мне импонирует высказывание британского премьер-министра Уильяма Гладстона: «Главный принцип моей внешней политики — хорошее правление внутри страны». Поистине только социально и политически стабильное, внутренне устойчивое государство будет иметь вес на международной арене, способно внести реальный вклад в решение глобальных проблем. Способно быть ответственным и надежным союзником и партнером.
И в свою очередь, благоприятное внешнее окружение, поддержка мирового сообщества, хорошая международная репутация, участие в глобальных процессах, приток инвестиций — это важные условия как для успешного развития, так и для мироощущения страны и народа.
Как и в жизни каждого человека, самое сложное для политика и в политике — это выбор. Но ответственность руководителя государства за свой выбор, за свои решения колоссальна. Она многократно возрастает, потому что за ним — судьбы миллионов.
Наш первый президент с первых дней независимости понял, что без успешного вхождения в мировое политическое и экономическое сообщество добиться подлинного суверенитета, построить полноценное государство невозможно. И прилагал к этому все усилия.
Могу только гордиться тем, что мне довелось разделять эти усилия и получить этот бесценный опыт.
— Казахстан делает ставку на проведение многовекторной внешней политики. В чем она состоит и возможна ли она вообще сегодня, когда жесткое противостояние России и Запада фактически ставит многие государства современного мира перед непростым выбором, вынуждая их примкнуть к тому или иному лагерю?
— Многосторонний, сбалансированный и многовекторный характер внешней политики Казахстана в наибольшей степени соответствует его потенциалу, географическому положению и стратегическим интересам. Мировая политика последних лет лишь подтверждает верность этого курса.
Особенно важную роль многовекторность сыграла в первые годы независимого существования, когда Казахстан только-только выходил на мировую арену в качестве нового самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений.
Последующее расширение межгосударственного сотрудничества по всем направлениям на двусторонней и многосторонней основе открыло ему дорогу во внешний мир и позволило активизировать взаимодействие с зарубежными партнерами, ведущими мировыми державами и международными организациями. Это было особенно важно и для развития казахстанской экономики, привлечения в нее иностранных инвестиций.
Это результат личных усилий и авторитета первого президента Казахстана. Стратегическое видение текущей геополитической обстановки, а также его доверительные отношения со многими лидерами иностранных государств позволили нашей стране занять достойное место в глобальной системе международных отношений.
Но внутри системы приоритетов существуют особые цели. Я имею в виду развитие союзнических отношений с Россией, что, естественно, не препятствует развитию сотрудничества с другими государствами. Сам факт моего первого зарубежного визита именно в Россию о многом говорит.
На мой взгляд, об успехах внешней политики нужно судить не только по тому, чего она достигла, но и по тому, чего ей удалось избежать. Казахстану удалось избежать конфликтов и даже просто конфронтации с кем бы то ни было, обеспечить «пояс дружбы» со всеми соседями.
Наша страна всегда выступает за спокойный и равноправный характер дискуссий по самым сложным вопросам. При этом мы всегда опираемся на собственное мнение о происходящих событиях и действуем исключительно в национальных интересах.
— В последние годы Казахстан выступает инициатором дипломатических процессов по урегулированию международных кризисов и конфликтов, в частности, став площадкой для межсирийских мирных переговоров. Что значат подобные инициативы для Астаны?
— Развитие цивилизации, столкнувшись в начале XXI века с целым букетом новых угроз и рисков, обладая громадным потенциалом самоуничтожения, привело человечество к такому состоянию, когда глобальная политика особо нуждается в прагматичных инициативах. В реальных шагах, способных цивилизованно предотвращать и решать возникающие противоречия и конфликты.
Казахстан имеет прочную репутацию лидера процесса разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, модератора в диалоге культур, религий и цивилизаций, Благодаря своей взвешенной и конструктивной позиции наша страна на протяжении многих лет регулярно выступает последовательным миротворцем, посредником в урегулировании самых острых конфликтов.
Все эти усилия диктуются нашей убежденностью: альтернативы терпеливому диалогу, достижению и укреплению доверия между всеми сторонами просто не существует. Невзирая на всю остроту существующих противоречий и кажущуюся безысходность ситуации.
Поэтому наша страна всегда была и останется приверженной миротворчеству.
Одно из наглядных подтверждений — непрекращающийся, несмотря на все сложности, астанинский процесс по Сирии, признанный сторонами одним из самых эффективных форматов урегулирования этого тяжелейшего мирового конфликта.
— В Москве ценят отношения с Казахстаном, которые многие называют союзническими. Как бы вы определили эти отношения сегодня, в чем состоит их потенциал и главный смысл?
— Россия для нас надежный стратегический партнер и добрый сосед, который, согласно известной пословице, ближе любого родственника. Между нашими странами налажен интенсивный политический диалог, выстроены глубокие экономические связи, эффективно развивается сотрудничество во всех сферах. У нас практически не существует вопросов, которые бы не находили своего решения в ходе постоянного конструктивного диалога.
Как неоднократно подчеркивали лидеры наших государств, сотрудничество Казахстана и России является эталоном межгосударственных отношений.
По мнению Казахстана, благополучие обоих государств во многом зависит от того, будут ли сохранены сложившиеся связи между народами. Сможем ли мы вместе укрепить позитивный потенциал экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, а имеющиеся связи превратить в широкомасштабное сотрудничество, в интенсивную межгосударственную кооперацию.
Нас связывает очень многое, неразрывное в своей основе: многовековая общая история, единое по сути культурное и духовное пространство, неразрывные экономические связи, самая протяженная в мире граница. Мы должны беречь дружбу наших народов. В этом состоит моя обязанность как второго президента Казахстана.
Подготовил Сергей Строкань
Коммерсантъ. 02.04.2019