Москва и Душанбе шлифуют грани экономического сотрудничества
В Москве 16-17 апреля пройдет Седьмая российско-таджикская конференция по межрегиональному сотрудничеству, организованная Министерством экономического развития РФ при участии Министерства экономики Таджикистана. В первый день в Центре Международной торговли состоятся профильные круглые столы представителей экономических ведомств и бизнеса двух стран, а 17 апреля президенты России и Таджикистана Владимир Путин и Эмомали Рахмон подпишут ряд межправительственных соглашений. В качестве модератора первого круглого стола, посвященного сотрудничеству России и Таджикистана в сфере развития АПК, логистики, промышленности, инвестиций и торговли, выступит обозреватель Sputnik, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
- Владимир Анатольевич, вы были участником предыдущей российско-таджикской конференции в Душанбе в мае 2018 года. Что изменилось, с вашей точки зрения, за прошедший год в экономических отношениях между Таджикистаном и Россией?
— Напомню, что год назад представители правительства РФ предложили Таджикистану стать страной-наблюдателем в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В Душанбе это предложение восприняли с благодарностью, но получать такой статус таджикистанская сторона не торопится.
Как отмечают многие эксперты, по факту между Россией и Таджикистаном мы имеем высочайший уровень двустороннего сотрудничества, и пока доподлинно неизвестно – каков будет экономический эффект от формального вхождения Таджикистана в ЕАЭС хотя бы и в качестве наблюдателя.
По меньшей мере более тесное сотрудничество Душанбе с ЕАЭС потребует от республики серьезной работы по приведению национального законодательства, технических регламентов, тарифов и таможенных нормативов в соответствии с требованиями Евразийского экономического союза, что, разумеется, связано в том числе и с определенными затратами.
Вот почему министр экономического развития и торговли Таджикистана Негматулло Хикматуллозода на вопрос, когда республика повысит свой статус в ЕАЭС, отметил, что "страна продолжает изучать связанные с подключением Душанбе к проектам евразийской интеграции, плюсы и минусы".
Впрочем, есть в республике и противники более тесной интеграции со странами ЕАЭС, которые полагают, что в случае присоединения Таджикистана к Евразийскому союзу таджикский бизнес не сможет конкурировать с российским или казахстанским даже на территории Таджикистана.
В общем Душанбе подходит к вопросам расширения своих активностей на российском и евразийском направлениях довольно осторожно и пока выдвинул России встречные условия – расширить в РФ права трудовых мигрантов.
— И все же: в течение 2018 года товарооборот между Таджикистаном и государствами ЕАЭС вырос почти на 25% - в основном за счет расширения сотрудничества с Россией. И эту цифру не назовешь осторожной: налицо резкий рост объема торговых сделок между странами.
— Я добавлю: в структуре товарооборота особенно увеличился экспорт товаров из Таджикистана в Россию – на 75%. И это в основном продукция, произведенная в аграрном секторе. К примеру, экспорт хлопка из Таджикистана в Россию за прошедший год увеличился почти вдвое.
Таковы результаты реального открытия российского рынка для таджикских товаров и соответствующего прорыва в двусторонних экономических отношениях между двумя странами, совершенного в прошлом году. Но не хлопком единым славится Таджикистан: у республики имеются перспективы и в области развития промышленного сектора.
Соответственно, в ходе круглого стола, посвященного сотрудничеству России и Таджикистана в области сельского хозяйства, промышленности и торговли, мы обсудим перспективы наращивания товарооборота между таджикскими производителями и российским ритейлом, а также перспективы сотрудничества России и Таджикистана в области энергетики и других отраслях промышленности.
— Сегодня РФ находится на втором месте после Китая по объему инвестиций, вложенных в экономику Таджикистана. При этом в 2018-м КНР инвестировал примерно в 3 раза больше средств, чем Россия. Есть ли у вас опасения, что пока республика размышляет – вступать или не вступать в ЕАЭС, тот же Китай в разы увеличит свое влияние в Таджикистане и вытеснит Россию?
— Таджикистан как суверенная страна проводит многовекторную экономическую политику, и это естественно: никому не выгодно зависеть от какого-то одного рынка. В Душанбе в равной степени заинтересованы в сотрудничестве со всеми странами, взаимодействие с которыми сулит республике очевидную выгоду.
Думаю, что Россия и Таджикистан уже определилась с ключевыми направлениями двустороннего сотрудничества. Так, у совместных проектов наших стран нет альтернативы в энергетике. Строительство Сангтудинской ГЭС и другие крупные энергетические проекты – тому подтверждение.
Замечу также, что важнейшей статьей доходов граждан Таджикистана являются также переводов трудовых мигрантов в России. Объем этих заработков сегодня таков, что составляет половину всего государственного бюджета республики.
— Кстати, по информации помощника президента России Юрия Ушакова, а также МИД Таджикистана, в ходе визита Эмомали Рахмона в Москву планируется подписать двустороннее соглашение по сотрудничеству в вопросах миграции.
— Видите, Душанбе последовательно движется в Евразийский экономический союз, а Россия этому активно помогает.
К вашему сведению, вступление Таджикистана в ЕАЭС может избавить граждан Таджикистан от необходимости покупать в России патент на работу – а это в совокупности до 4 миллиардов рублей ежегодной экономии. Думаю, что это весьма веский аргумент в пользу более тесной интеграции Таджикистана в ЕАЭС.
Sputnik Таджикистан. 15.04.2019