Миграционный профиль ЕАЭС
Николай Кучеров
Переводы трудовых мигрантов в очередной раз обновили мировой рекорд. В 2018 году они достигли $689 млрд ($633 млрд в 2017-м), прежде всего, за счет роста денежных потоков в страны с низким и среднем уровнем дохода. «Увеличение обусловлено укреплением экономики и ситуацией с занятостью в США, а также восстановлением переводов из некоторых стран-членов Совета по сотрудничеству государств Персидского залива (GCC) и РФ», - говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) по вопросам миграции и развития.
В ЕАЭС ситуация с трудовой миграцией характеризуется рядом парадоксов.
Россия
В 2018-м приток мигрантов в РФ поставил антирекорд по причине «опережающего увеличения выбытий… их число увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 16,9%, число прибывших, напротив, снизилось на 4%», отмечает Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в своем апрельском мониторинге. В итоге миграционный прирост опустился до 124,9 тыс. человек, что является самым низким показателем за все годы постсоветского периода, и впервые за много лет приток иностранцев не позволил компенсировать естественную убыль населения.
Негативная динамика наблюдалась по гражданам всех стран СНГ, кроме Азербайджана, Армении и Туркменистана, но и по ним рост незначительный. Больше всего сократился приток людей с Украины и Узбекистана, еще недавно крупнейших доноров трудовых ресурсов для РФ. Причем, что касается Украины, то миграционный приток оттуда упал до ничтожных 14,8 тыс. человек, хотя еще в докризисном 2013 году он был в два раза больше (39,6 тыс.). Для сравнения: в 2014-м он вырос до 146,1 тыс., в 2015-м – до 146,1 тыс., после чего начал снижаться (в 2016-м – 118,8 тыс., в 2017-м – 47,7 тыс.). Медленно пересыхает и трудовой ручеек из Молдавии.
После длительного перерыва возобновился чистый отток россиян в страны дальнего зарубежья, достигнув – 4,2 тыс. человек (+8,4 тыс. в 2017-м). Хотя говорить об объективности этих цифр сложно, «эмиграция недоучитывается, данные принимающих стран по выезду из России в разы превышают публикуемые Росстатом», отмечают в РАНХиГС.
На этом фоне сложилась интересная ситуация с денежными переводами. Всего за прошлый год трудовые мигранты отправили из РФ $20,6 млрд, что превышает показатель 2017 года на $0,4 млрд. До падения курса рубля, в 2013-м, трудовые мигранты высылали из России на родину $37,2 млрд, что делало ее вторым крупнейшим мировым донором денег трудовых мигрантов после США ($55,7 млрд).
Зато переводить деньги трудовым мигрантам из России просто. В пятерку самых дешевых в мире денежных переводов фигурируют отправления из РФ на Украину, в Азербайджан, Казахстан, Белоруссию и Грузию (1,7-1,9% от суммы). Сверхдешевые трансфертные «окна» вместе с относительно легкой адаптацией и постепенным упрощением трудового законодательства для иностранцев делают Москву главным центром притяжения для мигрантов из стран Евразийского союза.
Одновременно Россия является второй страной-получателем частных переводов в Европе и Средней Азии после Украины. Это связано с тем, что, с одной стороны, она – донор денег «для низкооплачиваемых групп работников», а с другой – реципиент «по трудовым группам с более высоким уровнем доходов», – отмечает финансовый аналитик Алексей Кущ. Если в 2018-м трудовые мигранты вывели из РФ $20,6 млрд, то в обратном направлении зашло $8,6 млрд.
Казахстан
Схожий миграционный процесс наблюдается во второй по величине экономике ЕАЭС. «В 2017 г. лица с высшим образованием (11 290 человек) составили 29,9% из общего числа выехавших из Казахстана, то есть почти каждый третий эмигрант. Из общего числа въехавших в страну высшее образование имели 2736 человек, или всего 17,5% (каждый шестой)», – отметила политолог Ирина Черных в своем докладе на экспертной дискуссии «Эмиграция из РК: отток человеческого капитала». Покидает страну не только образованная русская молодежь, которая, по выражению первого замглавы администрации президента Дархана Калетаева, «ищет свою языковую среду, свои корни», но и казахи, нацеленные на достойный заработок и возможность самореализации.
Если в прошлом году из Казахстана уехало 42 тыс., то приехало – 20 тыс., в основном из соседних стран Средней Азии. Итого чистый отток населения составил 22 тыс. человек. Что касается денежных переводов, то в обоих направлениях финансовых потоков около 40% занимает Россия. Но есть и парадоксальная деталь. По оценке ВБ, сумма исходящих трансфертов ($3 млрд) значительно превышает сумму входящих ($0,4 млрд), хотя с таким оттоком все должно быть наоборот. Это говорит об отъезде из Казахстана семьями, и не на заработки, а навсегда.
Судя по всему, Нур-Султан оценивает трудовую миграцию не как угрозу, а как естественный процесс, поскольку режим ее регулирования в Казахстане – наиболее свободный среди стран региона. К тому же отток не создает республике демографических проблем, ежегодный прирост населения стабильно превышает 250 тыс. человек.
Белоруссия
В Белоруссии, напротив, нарастает естественная убыль. Только за прошлый год в стране умерло на 26 тыс. человек больше, чем родилось. Международная миграция, которая, по данным Белстата, подарила стране 9,4 тыс. дополнительных жителей, способна только смягчить, но не остановить многолетний процесс депопуляции. Хотя официальное число выбывших (15,2 тыс.) вызывает серьезные сомнения, реальный миграционный баланс в стране наверняка отрицательный.
В 2018 году белорусы перевели домой $1,2 млрд (2,1% ВВП), а в обратном направлении пришло $0,16 млрд. Итого чистый приток около $1 млрд. По количеству мигрантов можно определить, что у Белоруссии два основных денежных «донора» – Россия и Польша. По информации российского МВД, в прошлом году на миграционный учет в РФ было первично поставлено 378 тыс. белорусов. Из них работу как цель въезда указали 134 тысячи человек, что на 10 тыс. больше, чем годом ранее. Всего же в РФ на 1 февраля с.г. находились 650 тыс. граждан РБ.
Что касается второго по значимости направления трудовой миграции – Польши, то в 2017 году она выдала белорусским гастарбайтерам 40 тыс. рабочих виз, что почти в 4 раза больше, чем годом ранее. Ожидается, что поток мигрантов в этом направлении будет только расти. «Процесс переориентации пошел примерно 3-4 года назад, но это не значит, что цифры по России будут резко уменьшаться. Она по-прежнему остается главной принимающей стороной для временных трудовых мигрантов из Беларуси. Более того, часть трудовых мигрантов могут работать в течение года как в России, так и в Польше. Есть такие примеры», – считает директор по исследованиям аналитического центра EAST Андрей Елисеев.
Армения
Уезжают люди и из Армении, главной причиной депопуляции которой является именно трудовая миграция, тогда как естественный прирост здесь стабильно положительный. Едут в основном в Россию, США и ЕС, чем в последнее время сильно озаботились власти страны. Ереван пытается вернуть людей, причем не только из Сирии, Ливана и Ирака, но и из Европы. К примеру, «в 2018 году из Германии мы получили 681 запрос о возвращении от 1385 человек. Мы подтвердили гражданство 1211 гражданам из них», приводит статистику начальник миграционной службы министерства территориального управления и развития Армен Казарян.
Тенденция последних лет – привлечение трудовых мигрантов из Индии. В прошлом году им выдали вдвое больше (2 тыс.) видов на жительство, чем в 2017-м (900 шт.). В результате целенаправленных действий Еревана негативное миграционное сальдо сократилось до 18 тыс. человек. Впрочем, для Армении денежные переводы гастарбайтеров – это весомый фактор местной экономики. В 2018-м они составили $1,51 млрд, что оценивается в 12,1% ее ВВП. Это пятое место по Европе и Средней Азии.
Киргизия
В Киргизии ситуация с трудовой миграцией просто катастрофическая. На начало 2018 года 750 тыс. граждан страны работали за пределами страны (13% населения), из них более 640 тыс. в России, 35 тыс. в Казахстане, 30 тыс. в Турции и 15 тыс. в США. Высокая рождаемость позволяет с лихвой компенсировать миграционную убыль (в прошлом году население страны увеличилось 132,8 тыс.), но отток трудоспособных граждан провоцирует целый «букет» социальных проблем, начиная со спада деловой активности и заканчивая распадом семей.
По соотношению денежных переводов к ВВП (33,6%) Киргизия уже опередила всех соседей по региону и вышла на уверенное 2-е место в мире, уступая лишь африканской Того (35,2%). Хотя, с другой стороны, без денег трудовых мигрантов ($2,7 млрд в 2018-м) Бишкеку было бы очень сложно поддерживать уровень жизни своих граждан даже на нынешнем невысоком уровне.
______________________________
Фото banki.ru, globalaffairs.ru
Ритм Евразии. 29.04.2019