Лукашенко вспомнил про МВФ
Антон Ходасевич
Белорусская делегация во главе с министром экономики Дмитрием Крутым направилась в Вашингтон. Чиновники примут участие в заседаниях совета управляющих Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Белорусские эксперты не исключают, что в повестке дня – также возможная кредитная программа для Минска.
О визите белорусской делегации в США сообщила пресс-служба Министерства экономики. «Для участия в ежегодных весенних заседаниях советов управляющих Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка», – говорится в сообщении о цели визита. В составе делегации также министр финансов Максим Ермолович и заместитель председателя правления Нацбанка Дмитрий Калечиц. Заседания в Вашингтоне пройдут 12–14 апреля.
Тот факт, что в составе делегации два министра, дал основания экспертам предполагать, что программа визита более широкая, чем участие в сессии. Притом что чиновники Министерства финансов неоднократно говорили о поиске «долгосрочных и максимально дешевых источников несвязанных кредитных ресурсов» для рефинансирования имеющихся долгов. Россия, на которую была надежда от переговоров по компенсации налогового маневра в нефтяной сфере, судя по всему, отказалась, а это минус почти 400 млн долл.
Не совсем ясна ситуация и с кредитом в 600 млн долл., который Россия обещала предоставить Белоруссии на погашение задолженностей прежних периодов. Когда союзницы отмечали День единения народов двух стран, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что вопрос выдачи этих денег решен. Однако позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал заявление преждевременным. А внешние обязательства Белоруссии никто не отменял – в 2019 году ей нужно заплатить 3,5 млрд долл.
Экономические эксперты отмечают, что, не афишируя этот факт, белорусские власти тихо выполняют ранее выдвинутые требования МВФ. В частности, сокращают объемы директивного кредитования и масштабы перекрестного субсидирования, в связи с чем растут цены на жилищно-коммунальные услуги, производят либерализацию банковского законодательства.
Правда, нет никаких сигналов, что власти решились выполнить основное требование МВФ – если не реформа, то хотя бы ревизия государственного сектора. Пару лет назад, когда власти еще вели переговоры с МВФ о кредите, их требования относительно сектора госпредприятий не были радикальными. Эксперты фонда согласились с тем, что не стоит поголовно приватизировать государственные компании, но настоятельно потребовали провести их ревизию. В частности, разделить на три группы: для продажи, для проведения трансформаций и для сохранения в государственной собственности. Власти на изменения в госсекторе тогда не пошли.
Сейчас помимо отсутствия экономической поддержки России начинает назревать еще одна проблема – белорусская экономика теряет темпы. Рост за первые два месяца составил всего лишь 0,8% при годовом прогнозе роста в 4%. Независимые эксперты еще в конце прошлого – начале этого года говорили о том, что этот план не реален и прогнозировали рост в 1,5–2%. Международные эксперты, в частности представители того же МВФ, который рассчитывал, что Белоруссии все же удастся договориться с Россией, изначально прогнозировали рост в 3,1%. Однако на этой неделе фонд обновил свой прогноз: ВВП Белоруссии прирастет лишь на 1,8%. Неделей ранее прогноз развития белорусской экономики ухудшил ВБ. Эксперты этой организации пока настроены более оптимистично, чем их коллеги из МВФ, но и они снизили прогноз роста с 2,7% до 2,2%.
Напомним, что в январе белорусские власти создали рабочую группу, которая при экспертной поддержке Всемирного банка намерена разработать «дорожную карту» структурных реформ. Уже тогда эксперты стали подозревать, что Минск намерен возобновить переговоры с МВФ о новой кредитной программе, поскольку для себя подобные документы власть не готовит и, пока не возникают экономические проблемы, о реформах вовсе не задумывается.
Местные экономисты, правда, напоминают, что есть еще одно принципиальное условие сотрудничества с МВФ, которое Белоруссия так и не смогла выполнить при обсуждении предыдущей кредитной программы в 2015–2017 годах. Это личная гарантия президента Александра Лукашенко, что запланированные реформы будут реализованы. В рамках предыдущей программы деньги Минск получил (последний транш из 2,2 млрд долл. был получен в 2010 году), но реформы так и не провел – Лукашенко заявил, что «обро на такую программу не давал.
Независимая газета. 10.04.2019