Как избрание Зеленского президентом повлияет на будущий состав Рады

Александр Гущин, доцент Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным делам


Второй тур президентских выборов в Украине вовсе не поставил точку в украинском электоральном цикле. Впереди новые выборы в Верховную раду, а в 2020 году страну ожидают местные выборы. Пока рано говорить о возможных победителях выборов в Раду, давать оценки относительно возможной коалиции. Прежде всего непонятно, будет ли распущена нынешняя Рада и когда состоятся выборы.

Избранный президент Владимир Зеленский уже заявил, что депутаты и прежняя элита в целом стремятся оттянуть инаугурацию на срок после 27 мая, что не позволит Зеленскому принять решение о роспуске Рады. Действительно, многие из числа нынешних депутатов категорически против роспуска, хотя часть выступает за него, например Юрий Бойко и его группа «За життя». Еще один важный момент – принятие нового избирательного закона, от чего зависит, будут ли выборы проходить по новой схеме с открытыми списками или же сохранится старая смешанная система с частичным мажоритарным представительством.

Гипотетический пока проект «Слуга народа», безусловно, обладает всеми возможностями получить значительное число мест в парламенте. Игорь Коломойский и прочие стоящие за Зеленским влиятельные персоны заинтересованы в том, чтобы обеспечить как можно большее присутствие лояльных себе депутатов в рамках будущей фракции. Причем это делать им выгоднее как раз с учетом возможного роспуска Рады, чтобы использовать тот пик, который сейчас демонстрирует рейтинг Зеленского.

Но рейтинг самого Зеленского вовсе не коррелирует с рейтингом «Слуги народа». Автоматическое перенесение персонального рейтинга на рейтинг партии невозможно, да и голосование за Зеленского было не столько голосованием за него самого, сколько голосованием против курса, который олицетворял Петр Порошенко. По большому счету ядерный электорат Зеленского – это 30–40%, примерно то число избирателей, которые проголосовали за него в первом туре. Остальные – это те, кто вполне может проголосовать на парламентских выборах и не за «Слугу народа». В минус может сыграть и отсутствие прочной и развернутой сети на местах. Поэтому делать однозначный вывод о том, что новая политическая сила при любой системе выборов сможет сформировать большинство, преждевременно.

Юлия Тимошенко, потерпевшая серьезное политическое поражение на выборах президента, вполне может взять частичный реванш на парламентских выборах. Потенциал «Батькивщины» довольно велик, с учетом как ее сети структур на местах, так и возможного падения рейтинга Зеленского, что приведет к обратному перетеканию электората к Тимошенко и ее политической силе. «Батькивщина» сегодня вполне может пройти в Верховную раду с серьезной фракцией, а Тимошенко при определенных раскладах – даже претендовать на пост руководителя правительства.

Политическое будущее «Блока Петра Порошенко» представляется довольно туманным, как и перспективы ее лидера. Уже в апреле он вел кампанию скорее не за победу во втором туре, а за сохранение своего политического будущего, стремясь обеспечить максимальный результат. Надо сказать, это в целом не удалось, но тем не менее четверть голосов – это и не так мало. Конечно, ядерный электорат Порошенко сегодня – это 12–13% избирателей, которые очень активны и мобилизованы. Не исключено, что Порошенко получил определенные гарантии безопасности на Западе, но окружение его подвержено серьезному давлению, ведь антикоррупционный фактор – это то немногое, что Зеленский может использовать в своей популистской риторике перед украинским обществом. Даже если Порошенко удастся сохранить ядро своего блока, часть которого, например, может уйти в самостоятельный политический проект действующего премьера Владимира Гройсмана, то скорее всего в случае сохранения Порошенко как политической фигуры до парламентских выборов он сможет пройти в парламент, но вряд ли с серьезным результатом. Сегодня Порошенко в известной мере находится в довольно узкой электоральной нише Западной Украины, интеллигенции и части молодежи Киева и крупных городов, где также может возникнуть конкуренция.

Что касается бело-голубого лагеря, то результат Юрия Бойко, на первый взгляд показывает, что если бы не кандидат от группы Рината Ахметова Александр Вилкул, то была бы вероятность выхода единого кандидата во второй тур, однако надо принимать во внимание, что в таких случаях автоматического сложения электората не происходит. Кроме того, значительная часть избирателя Вилкула – это не избиратель Бойко, а скорее избиратель, перетекающий к тому же Зеленскому. Тем не менее интрига вокруг объединения промышленников и энергетиков сохраняется.

Объединение «ахметовцев» и группы Виктора Медведчука – Юрия Бойко позволило бы единой фракции стать второй по числу мест, и это не учитывая потенциал Ахметова на мажоритарном фронте. Тем не менее группа Ахметова скорее всего попробует переформатировать свой собственный проект. Если Вилкул и не показал себя как политик общенационального масштаба, не смог выйти из запорожско-мариупольского кластера, то партия обладает неплохими перспективами прохождения в Раду. Картинка из Москвы после визита Медведчука и Бойко помогла последним получить дополнительно 2–3%, и сегодня Бойко и «За життя» – безусловные фавориты, но «ахметовцы», затронутые санкциями Москвы и ревностно смотрящие на влияние Медведчука на отношения с Москвой, будут стремиться придать новый импульс своему политическому проекту. Скорее всего об альянсе бело-голубых сил можно будет говорить в ходе работы самого парламента.

Что касается прочих политических проектов, то шансы Игоря Смешко представляются наиболее предпочтительными, несмотря на то что он, по сути, также является политиком популистского типа. Однако будущее возможного проекта Смешко зависит от формирования оргструктуры и стабильного финансирования. Что касается политических проектов Анатолия Гриценко, Андрея Садового и Олега Ляшко, то хотя все они имеют небольшие шансы на успех в патриотической, муниципальной и национал-радикальной нишах соответственно, но для этого требуется серьезная коррекция имиджа, линии, смыслов. В ходе парламентской кампании не исключено появление некоторых новых проектов, а в случае сохранения мажоритарной системы – захода в Раду отраслевых мажоритарщиков, поддерживаемых младоолигархами и бизнесменами регионального уровня. Сейчас представляется, что в будущий парламент, вероятно, пройдут пять–семь политических сил, что создает условия для тренда в сторону парламентской республики, которая в чистом, а не смешанном виде была бы, вероятно, оптимальной для современной Украины.

Независимая газета. 29.04.2019

Читайте также: