ЕС требует закрыть Армянскую АЭС, но более безопасные технологии лишь обещает
Саркис Мартиросян
В Москве прошло 19-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Арменией и Россией. Армянскую делегацию возглавлял вице-премьер Мгер Григорян, российскую – министр транспорта Евгений Дитрих. Как сообщили информационные агентства со ссылкой на главу управления внешних связей Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Тиграна Мелконяна, официальный Ереван обратился с просьбой к России отсрочить выплату кредита, предоставленного на модернизацию Армянской АЭС.
«Хочу поднять вопрос, связанный с задержкой работ с реализацией проекта продления срока эксплуатации Армянской АЭС. Мы обнаружили несколько причин, как объективных, так и субъективных», – отметил Т.Мелконян. Он полагает, что для того, чтобы с успехом завершить проект, требуется продлить срок действия кредита. Кроме того, необходимо решить вопрос о переносе начала погашения кредита, так как единственным источником ежегодных выплат по кредиту пока остаются средства, полученные от реализации электроэнергии АЭС.
Напомним, что Армянская АЭС состоит из двух блоков с советскими (российскими) реакторами ВВЭР. Первый из них был введен в эксплуатацию в 1976-м, второй – в 1980 году. В марте 1989 года после Спитакского землетрясения, унесшего жизни 25 тысяч человек, работа станции была остановлена. В ноябре 1995 года в связи с острейшим энергетическим кризисом был задействован второй энергоблок станции мощностью 407,5 МВт.
В марте 2014 года правительство Армении приняло решение о продлении срока эксплуатации второго энергоблока до 2026 года. Изначально окончание работ по модернизации АЭС было запланировано на 2019 год. Правительство РФ выделило Армении на эти цели государственный экспортный кредит на сумму $270 млн (предоставлен сроком на 15 лет с льготным периодом по выплатам в первые 3 года и процентной ставкой в 3%) и грант в $30 млн.
Помимо восстановления ресурса и продления работы станции еще на 10 лет, в рамках работ (уже в текущем году) предполагается заменить второй турбогенератор, автоматическую систему управления, провести ремонтные работы на градирнях.
В своем декабрьском эксклюзивном интервью агентству «Новости-Армения» генеральный директор «Росатомсервиса» Евгений Сальков сообщил о запланированном ремонте купола реактора, на котором будет проведена температурная обработка (отжиг) с целью повышения прочности для сопротивления нейтронным потокам. Сам отжиг, согласно плану, будет проведен в 2020 году. Все работы по реализации проекта будут завершены к концу 2021 года. В связи с корректировкой изначальных планов Армения, собственно, и подняла на заседании межправительственной комиссии вопрос о переносе работ и выплат по кредиту с 2019 до 2021 года.
По сведениям руководства «Росатомсервиса», на конец 2018 года было заключено контрактов примерно на $204 млн – на товары (оборудование), работы, услуги. Соответственно, на оставшийся период необходимо заключить контрактов примерно на $95 млн.
Во время работы по проекту было решено много задач, в частности, гарантирована работа более чем 2,5 тысячи единиц оборудования, определено подлежащее замене оборудование, которое уже нельзя эксплуатировать в обычном режиме. Во второй половине 2018 года был завершен один из основных этапов – в машинном зале закончена модернизация турбоагрегата №3. Как показали испытания, агрегат может выдавать мощность даже выше номинальной – до 240 МВт. Таким образом, по мнению Е.Салькова, сегодня можно уже говорить о завершении одного из ключевых этапов модернизации.
В конце минувшего года генеральный директор «Росатомсервиса» встречался с послом РФ в Ереване Сергеем Копыркиным и министром энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Гарегином Баграмяном, были обсуждены планы работ на 2019 год, которые выглядят более чем внушительно. Так, до конца текущего года планируется поставка оборудования для модернизации турбоагрегата №4 и оборудования для модернизации других систем АЭС. Будут осуществлены подготовительные работы, после чего начнется установка в период запланированного на второе полугодие планово-предупредительного ремонта.
Помимо работ в машинном зале, будут заменены многие элементы информационно-вычислительной системы станции, модернизирована система управления и защиты реактора, системы внутриреакторного контроля, отремонтирована реакторная установка и подготовлен восстановительный отжиг корпуса реактора.
Как было указано выше, в модернизации нуждаются и градирни АЭС, которые сейчас находятся в плачевном состоянии и в летнее время не справляются со своей функцией по охлаждению технической воды. Этот вопрос не связан напрямую с уровнем безопасности станции, а скорее – с обеспечением эффективности ее эксплуатации.
К работам будет привлечено дополнительное количество специалистов. Если в 2018 году на пике работ на АЭС с российской стороны участвовало около 400 человек, то в нынешнем ожидается до 600. С армянской стороны в проекте задействованы специалисты как самой АЭС, так и субподрядных организаций, привлекаемых «Росатомсервисом».
Интересно, что изначально предполагалось, что для «омолаживания» Армянской АЭС понадобится меньшая сумма (в $150-160 млн.). У российских специалистов из «Росатомсервиса» имеется опыт аналогичных работ по продлению сроков эксплуатации подобных станций как в России (Кольская и Нововоронежская АЭС), так и за пределами страны (в Финляндии и на Украине).
При проектировании работ по реконструкции Армянской АЭС учитывались также новые повышенные требования по безопасности станций подобного типа, введенные в международные нормативные акты после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. И тогда же по просьбе руководства Армении комиссия, действующая под эгидой МАГАТЭ, провела в 2018 году углубленную проверку станции. Эксперты из восьми стран, в том числе США, Великобритании, Франции, Венгрии и Финляндии, пришли к выводу о том, что «риск, который представляет Мецаморская АЭС, является приемлемым».
Но и ныне МАГАТЭ самым внимательным образом отслеживает работу АЭС и регулярно проводит ее тестирование. Председателем совета по безопасности атомной энергетики при президенте Армении является член Консультационного совета МАГАТЭ Адольф Биркхофер (Германия). По его мнению, «Армянская АЭС сейчас абсолютно безопасна, ее уровень безопасности соответствует уровню других станций такой конструкции». По его словам, подобного уровня безопасности Армения смогла добиться в результате длительных работ на протяжении многих лет, и «сегодня Армянская АЭС соответствует лучшим международным нормам безопасности». Немецкий специалист констатирует, что средства российской стороны являются хорошим инструментом по повышению безопасности Армянской АЭС.
При этом Армения находится под постоянным прессингом соседних государств (Турция, Азербайджан), совместно с рядом международных организаций, настаивающих на скорейшем завершении эксплуатации АЭС и время от времени инициирующих нацеленные на это пропагандистские кампании. Еще в сентябре 1999 года между Ереваном и Брюсселем было подписано соглашение о закрытии Мецаморской АЭС в 2004 году. Аналогичные обязательства армянские власти давали при вступлении в Совет Европы в 2001 году. Как заявлял руководитель дипломатической миссии ЕС в Ереване Траян Христеа, «досрочное закрытие АЭС и ее вывод из эксплуатации по-прежнему остаются главной целью Евросоюза».
Необходимость срочного «выключения» армянской АЭС, по его мнению, обусловлена ее несоответствием современным международным стандартам атомной безопасности (притом что эксперты МАГАТЭ утверждают обратное). Тогда же Брюссель выражал готовность выдать Еревану средства на консервацию АЭС. В рамках соглашения с ЕС о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) от 24 ноября 2017 года Ереван обязался составить график закрытия АЭС (без указания конкретных сроков), что вызвало немало кривотолков. Готовя соглашение с Арменией, Брюссель туманно обещал ее прежнему руководству, что поможет постепенно перейти на «новые, более совершенные и безопасные технологии производства энергии».
Впрочем, до планов по реальной консервации Мецаморской АЭС дело пока так и не дошло. Параллельно с переговорами с ЕС правительство Армении совместно с Россией продолжает работы по продлению проектного срока ее эксплуатации.
Требование ЕС о закрытии Армянской АЭС следует расценивать, прежде всего, как геополитическое. Брюссель уверен, что станция является ключевым объектом российского экономического влияния в Армении и по своему статусу имеет такое же значение, как и 102-я военная база в Гюмри и Ереване. Вполне естественно, что геополитические конкуренты Москвы прилагают максимум усилий для того, чтобы закрыть Армянскую АЭС и тем самым снизить ее влияние.
Тем не менее руководство Армении не торопится закрывать АЭС, более того, премьер-министр Никол Пашинян говорит о ведении переговоров о строительстве новой станции. Правда, как полагают местные эксперты, экономическая целесообразность строительства новой АЭС – под вопросом. Отсутствие внешнего и постоянное сжатие внутреннего рынков, необходимость возврата инвестиций, потенциально высокие тарифы – всё это вызывает некоторый скепсис в отношении будущего атомной энергетики.
Но не следует забывать о политической стороне проблемы. Армянская АЭС традиционно и справедливо воспринимается в качестве гаранта энергетической, а следовательно, и национальной безопасности республики. Именно поэтому её нельзя рассматривать лишь с позиций финансово-экономической целесообразности.
Ритм Евразии. 11.04.2019