Белоруссия отказалась от крымских товаров
Антон Ходасевич
В первом квартале экономика Белоруссии прибавила чуть больше 1%. В то время как правительство рассчитывает на 4-процентный рост в этом году. Эксперты видят в этом в том числе сложности в отношениях с Россией.
Вчера Белстат опубликовал первые итоги работы экономики Белоруссии в первом квартале. Согласно статистике, ВВП страны вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 28,6 млрд белорусских рублей (около 14,3 млрд долл.). Промышленное производство за первые три месяца приросло на скромные 0,9% по сравнению с январем–мартом прошлого года. Сельское хозяйство и вовсе в минусе – меньше прошлогоднего уровня на 0,6%. На столько же снизился оборот в оптовой торговле, но в магазины белорусы пока ходят больше прошлогоднего – розничный оборот вырос на 6%.
Есть еще деньги у населения и на кафе и рестораны – оборот общественного питания увеличился на 4,6% к уровню соответствующего периода прошлого года. Зато притормаживают поездки – пассажирооборот вырос только на 0,4%. В секторе грузоперевозок и вовсе минус 1,3% к уровню первого квартала прошлого года.
Положительная динамика в сегменте населения подкреплена ростом денежных доходов. Согласно данным статистики, они выросли на 7,1% за январь-февраль (финансовая статистика приходит на месяц позже) 2019-го.
Экономические результаты начала года пока отстают от планов и прогнозов экономических властей. Согласно планам правительства, за год экономика должна вырасти на 4%. Такой оптимизм казался экспертам излишним. Прогнозы МВФ и Всемирного банка изначально были скромнее – 3,1 и 2,7% прироста ВВП соответственно. Однако и они были основаны на том, что Белоруссии все-таки удастся договориться с Россией о компенсации налогового маневра в нефтяной сфере. В своем обновленном прогнозе на прошлой неделе международные эксперты снизили свои ожидания. По оценкам МВФ, белорусская экономика за год прирастет максимум на 1,8%, Всемирного банка – на 2,2%. Примерно такие же пределы рисовали для национальной экономики и местные эксперты.
По мнению и тех и других, основополагающих причин две. Во-первых, это слабая местная экономика, нереформированная и в большей части государственная и неэффективная. Во-вторых, сложности на российском направлении. МВФ и власти Белоруссии два года назад не сошлись во мнении относительно проведения реформ, а соответственно и кредитной программы. Эксперты фонда настаивали на реформе госсектора, причем довольно быстрой. Власти Белоруссии сочли это неважным, однако подоспели договоренности с Россией по ценам на газ (тогда этот вопрос был основной проблемой двусторонних отношений), а также союзница пообещала разобраться и не чинить преград на пути белорусского продовольствия в Россию.
Сейчас в двусторонних отношениях с Россией серьезное обострение, которое и давит на белорусскую экономику. Как сообщалось, примерно 400 млн долл. она потеряет от российского нефтяного маневра. К тому же Россия запретила ввоз на свою территорию говядины на кости, что, по оценкам экспертов, чревато потерей примерно 350 млн долл. экспорта, поскольку в таком виде поставляется около 70% говядины. Неизвестно пока, во что выльется инициатива России отменить требование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) признавать ветеринарные сертификаты из Белоруссии. Как сообщалось вчера, ЕЭК должна рассмотреть это предложение 30 апреля. Причем это не единственный «сюрприз». Публично называющие себя союзниками страны на самом деле строят козни друг другу и конфликтуют. Россия запрещает ввозить на свою территорию белорусские яблоки и груши – президент Лукашенко грозится закрыть на ремонт нефтепровод и отказывается покупать продукцию из Крыма. О последнем обстоятельстве вчера сообщил глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Впрочем, даже без ограничений при входе на рынок соседней страны российская экономика сейчас не в том состоянии, чтобы быть драйвером для белорусской, отмечают белорусские эксперты. «Экономика России в последнее время растет в пределах статистической погрешности – около 1% в год. Перспектив, что ВВП России будет расти более быстрыми темпами, не просматривается. Поскольку мы связаны с Россией, нельзя ждать ускорения развития белорусской экономики», – считает белорусский экономист Борис Желиба.
Независимая газета. 17.04.2019