Белоруссия использует украинские приемы
Светлана Гамова
Еще один брат пытается пристыдить Россию, а заодно в качестве аргумента использовать вентиль на трубе, только не газовой, как в украинском случае, а нефтяной. Президент Белоруссии в конце минувшей недели наговорил о России столько, что в Москве должны были если не задрожать, то содрогнуться. Однако в Кремле ограничились замечанием о том, что для обсуждения взаимоотношений между Россией и Белоруссией нужна другая тональность, «которая лучше соответствует союзным отношениям». Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал недавнее высказывание президента Белоруссии Александра Лукашенко, что «обнаглевшая» Москва «выкручивает руки» Минску. При этом Песков отметил, что в Москве «с пониманием относятся к эмоциональным репликам в рамках особых отношений двух стран». Тем более что Лукашенко, выпустив пар на совещании экономического блока и во время обращения к народу, попытался сгладить свои же выпады против ближайших друзей и соседей, заявив, что если что-то не дай бог случится, то белорусы окажутся в одном окопе с русскими. Параллель, проведенная президентом Белоруссии с Великой Отечественной войной, сделала свое дело, напомнив, что братья уже были в одном строю, однако осадок все равно остался.
В Минске утверждают, что все разногласия союзников, которые в последнее время часто получают огласку, ограничены экономическими рамками. Никакой политики в этом нет, поспешил заверить свой и российский народы Александр Лукашенко. Это же подчеркивают и в Москве, желая погасить разгорающийся пожар на западном направлении. Тем более что там – главная линия обороны наших рубежей. Тем не менее в упреках Лукашенко в адрес союзника явно просматривается политика, напоминающая ранние выяснения отношений Киева с Москвой. Хотя есть разница: у белорусов нет исторических героев, воевавших на стороне фашистской Германии, и напрочь отсутствует русофобия. Помимо того, на русском говорят большинство белорусов, и у него статус второго государственного.
«Замечаю, опять пошла эта языковая волна. Я же вас просил: не поднимайте этот вопрос вообще! Он закрыт в Беларуси. У нас два государственных языка. Два: русский и белорусский. Не украинский, не российский. Русский, вы понимаете?» – заявил по этому поводу белорусский президент. Он отметил, что народ Белоруссии «вложил душу» в русский язык, и сравнил его потерю с утратой разума. Лукашенко также подчеркнул, что два языка не мешают гражданам Белоруссии быть единой нацией. По его мнению, русский язык более распространен в Белоруссии и знают его лучше, чем белорусский.
Но, несмотря на то что говорят белорусы и русские на одном языке, они перестают понимать друг друга, когда дело касается российского рынка и торговых ограничений для союзников.
Президент Белоруссии на совещании с экономическим блоком правительства сравнил действия Москвы по закрытию рынка для белорусских товаров с санкциями. Он заявил, что в России «уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки».
Белорусский лидер отметил, что практически каждый день получает информацию о том, как «наш основной торговый партнер» все больше и больше «вводит санкций против Беларуси». «То одно предприятие закрыли, то другое. Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились», – перечислил он. Лукашенко подчеркнул, что Россия сама находится под санкциями, осуждает это и в то же время подобным оружием воюет против своих ближайших союзников.
Торговые войны идут между двумя странами не первый год. Раньше были молочные, потом – сырные, теперь – яблочные и грушевые. Именно эти фрукты запретили пропускать в РФ российские контролеры, заподозрив, что они выросли не в Белоруссии, а в Польше, но продаются нам как белорусские. В Минске отреагировали на замечания Россельхознадзора болезненно. Между тем в Молдавии на днях запретили ввоз партии зараженной белорусской картошки, и при этом в Минске не заподозрили Кишинев в намерении ввести санкции против Белоруссии. Конечно, масштаб поставок и рынка в Молдавии несопоставим с российским. И потери не те. Отсюда и различная реакция на одни и те же действия молдавских и российских служб контроля. Но если вспомнить украинский опыт, то аналогии в белорусско-российских торговых претензиях напрашиваются сами собой.
У Украины с Россией были молочные, сырные, мясные войны. Потом они распространились на газовый транзит. В Белоруссии наметился нефтяной.
Александр Лукашенко вспомнил, что когда в аварийном состоянии оказались нефтепровод и нефтепродуктопровод, он дал указание не закрывать их для восстановительных работ, а работать в аварийном режиме, чтобы не причинять ущерб России, которая транспортирует по этим узлам свой главный экспортный продукт – нефть. Недавно Лукашенко обратился к вице-премьеру Игорю Ляшенко и разрешил ему поставить нефтепроводы и нефтепродуктопроводы на ремонт. «Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом», – в сердцах отметил белорусский лидер. Правда, через сутки, когда, видимо, были подсчитаны убытки, которые в результате ремонта труб понесет Белоруссия, решено было транзит на прерывать, а ремонтировать отдельные участки.
Пресс-секретарь президента РФ напомнил союзникам: «Существует огромный объем прямой и косвенной помощи, которую оказывает Россия Белоруссии, нашим белорусским братьям». «Но в то же время остаются на повестке дня еще ряд вопросов, которые требуют решения, в том числе вопросов существенных», – указал он. По словам Дмитрия Пескова, в данном направлении «продолжается двусторонняя работа». Однако называть это санкциями или «выкручиванием рук» некорректно, подчеркнул он.
Кремль также «не может согласиться» с Лукашенко в том, что Москва вводит санкции против Минска. «Никакие санкции Россия не вводит», – сказал пресс-секретарь президента РФ.
В начале апреля Минск решил повысить тариф на транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба» на 23%. В «Транснефти» предложение повысить тарифы назвали «довольно спорным» и сообщили, что это станет поводом для переговоров с Минском.
Минск вольно или невольно следует тем же путем, что и Киев: пытается добиться от России дополнительных преференций, надавив на болевые точки партнера. Но на открытый шантаж Минск не решается. И белорусский президент, обозначив проблему и продемонстрировав, чем она может завершиться, делает шаг назад. Лукашенко заявляет, что видит в России опору для суверенитета Белоруссии. «Искренне говорю, Россия – это, можно сказать, оплот нашего суверенитета. Не дай бог что-то случится, я до сих пор считаю, что мы с Россией будем в окопах вместе», – приводит слова Лукашенко Белта. А вне окопов Минску и Москве придется договариваться по спорным вопросам. Решение должно устраивать белорусов, но не в ущерб россиянам. Лукашенко, который отстаивает интересы белорусов, не должен забывать, что у россиян они тоже есть. Это правило, соблюдая которое союзники не превратятся во врагов.
НГ-Дипкурьер. 21.04.2019